Финансовый кризис, очертания которого становятся все более очевидными на горизонте многострадального российского финансового рынка, может стать достойным продолжателем августовского коллапса 1998 года. Такой точки зрения начинает придерживаться все большее количество политологов и аналитиков, опасения которых, судя по нынешнему развитию ситуации на финансовых рынках, совсем даже не лишены оснований. Тревожные известия приходят едва ли не каждый час.
Так, 16 сентября,из-за резкого обвала котировок на ММВБ и РТС, уже вошло в историю под названием «черного вторника». Именно тогда Федеральная служба по финансовым рынкам решилась на беспрецедентный шаг, приостановив торги на бирже. Определенная логика в этом действительно была. Индекс РТС потерял более 11,5 %, снизившись до отметки в 113,2 пункта, тогда как индекс ММВБ упал на 17,5 %, составив 881,17 пункта по итогам вторничных торгов. Нынешние показатели стали наименьшими с декабря 2005 года.
При этом падение финансовых индексов приводит к резкому ослаблению позиций ведущих российских компаний, в том числе, «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти» «Сбербанка» и др.
Панику среди инвесторов, в спешном порядке пытающихся избавиться от принадлежащих им акций, не остановило даже недавнее заявление премьера страны Владимира Путина о том, что «подушки безопаности, созданные в российской экономике за последние годы, помогут справиться стране с последствиями мирового экономического кризиса».
Примерно в схожем тоне высказался и министр финансов страны Алексей Кудрин. «Риски в нашей системе есть: чем больше толчков мирового кризиса, тем больше рисков в России, но они не носят чрезвычайного, системного характера», – отметил министр.
Тем временем большинство финансовых аналитиков предрекает российскому рынку начало гораздо более опасного для него кризиса ликвидности, суть которого заключается в утрате доверия простых россиян к собственной банковской системе. В данном случае речь пойдет об убытках уже не только членов небезыизвестных ПИФов, но и любого гражданина страны, предпочитающего хранить свои сбережения в российской валюте, да еще и в отечественных банках.
Объяснение этому также есть. За последние несколько месяцев отток капитала из России резко увеличился. Отчасти это было связано с неблагоприятными процессами, начавшимися в российской экономике, а также с репутационными проблемами страны на международной арене после проведения военной кампании в Южной Осетии. Все вместо привело к тому, что интерес западных инвесторов к кредитованию отечественных банков резко снизился, что и привело их к неизбежному финансовому дефициту.
По данным некоторых российских СМИ, крупнейшие представители банковского сегмента страны в лице Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка 16 сентября фактически прекратили кредитование мелких банков, однако день спустя благодаря оперативным мерам, предпринятым Центробанком и Минфином, вроде бы вновь начали обеспечивать наличностью своих коллег. Тем не менее, насколько хватит у них запала и когда закончатся средства, в пожарном порядке выделенные государством, пока остается загадкой.
Открытая государственная поддержка, а тем более посредством задействования огромных валютных резервов, отложенных правительством на «черный день», банкам также не очень выгодна. Международные рейтинговые агентства уже пригрозили России снижением ее кредитного рейтанга в случае, если на поддержку финасового рынка будут вброшены резервные госсредства, что в итоге может привести к еще большим проблемам с кредитованием в будущем.
Тем временем в среду 17 сентября события продолжали развиваться по самому неблагоприятному сценарию. Через полтора часов после открытия торгов в условиях огромных потоков рыночных заявок на продажу Федеральная служба по финансовым рынкам выдала биржам предписание вновь приостановить торговлю до выхода специального распоряжения.
Принудительная остановка торгов, по мнению финасовых аналитиков, оказалась единственно верной возможностью остановить вал продаж на российском фондовом рынке.
По их словам, в следующие дни очень многое будет зависеть от действий отечественных регуляторов, направленных на стабилизацию текущей рыночной ситуации. Центробанк РФ понизил нормативы по отчислениям в фонд обязательного резервирования, что призвано добавитьоколо 250-300 млрд. рублевой ликвидности в банковскую систему. ФСФР с 18 сентября ввела временный запрет на проведение маржинальных операций и короткие продажи.
«Мы запретили основные нервозные сделки, которые влияют на фондовый рынок», – отметил глава ФСФР Владимир Миловидов. При этом он не исключил, что в ближайшее время эти запреты могут быть распространены и на внебиржевой рынок. Кроме того, по словам Миловидова, в среднесрочной перспективе будут разработаны ограничения и по срочным сделкам, в частности, это коснется опционов.
ФСФР рассчитывает нормализовать ситуацию, однако в расчет не берется тот факт, что закрытие маржинальных позиций вызовет очередную волну продаж и паники среди игроков. Пока действия финансовых властей напоминают попытки веером отмахнуться от урагана. Несмотря на заверения официальных представителей правительства в том, что Россию этот кризис не коснется, большинству россиян в это верится с трудом.
Тем временем за океаном ситуация также остается более чем тревожной. На торгах в среду американский фондовый рынок не смог продолжить восстановление и снова продемонстрировал сильное движение вниз, перебив рекорды понедельника. Dow Jones рухнул на 4,06 %, S&P500 – на 4,71 %, Nasdaq – на 4,94 %. Распродажи затронули все сектора, а возглавили падение акции финансовых компаний. Dow Jones, с открытия пробив отметку в 11000 пунктов, в дальнейшем обновил годовой минимум, опустившись в район 10600 пунктов. С данного уровня начались покупки, позволившие индексу достичь уровня в 10900 пунктов. Однако волна продаж в последний час торгов отбросила индекс американских «голубых фишек» к новому минимуму в 10600 пунктов. Таким образом, на недельном графике Dow Jones достиг нижней границы нисходящего канала. В ближайшее время можно ожидать восстановления и попыток пройти сопротивление в районе 10800 пунктов.