В настоящий момент рынок розничной торговли претерпевает серьезные изменения. Может быть, пока этот процесс не слишком заметен потребительскому глазу, но отрасль переживает нелегкие времена.
В ситуации кризиса ликвидности, поставщики прекращают отгрузки «сетевикам», поскольку даже при увеличенных отсрочках платежей товар не оплачивается, или оплачивается лишь частично. Означает ли это, что в результате у компаний останется лишь ограниченное количество продукции, что вызовет кризисную ситуацию на рынке розничной торговли? Продавцов ждут непогашенные банковские долги, а потребителей – пустые прилавки?
В настоящий момент крупные игроки серьезных изменений в настроениях потребителя не замечают. Структура изменений потребительской корзина остается прежней, и массового психоза, в частности благодаря усилиям государства, не наблюдается, рассказывают ведущие игроки. Помимо оптимистичных заявлений официальных властей потребителю и продавцу были предложены более убедительные доказательства того, что кризисной ситуации государство не допустит. Правительство России выступило с рекомендациями к ВТБ (VTBR) и Сбербанку ( SBER) по поводу предоставления кредитных линий продуктовым ритейлерам — предварительно предполагалось применение ставки от 15 -18 проц годовых в рублях.
Такая помощь может быть оказана только 9 компаниям, в число которых входят X5 Retail Group, «Магнит» (MGNT), «Дикси» (DIXY), «Седьмой континент» (SCON), «Мосмарт», «Виктория», «Лента», «О„кей“ и „Холидей классик“. Как заявляли сами сетевики, для того, чтобы пополнить оборотный капитал и произвести рефинансирование долгов, им необходимы почти 2 млрд долл.
В настоящий момент государственные деньги до крупных компаний так и не добрались, и завидовать девятерым „счастливчикам“ пока рано.
Рассуждая в рамках круглого стола, посвященном неблагоприятной ситуации на рынке розничной торговли, о магической цифре „9“, эксперты и игроки отрасли единодушно признали правительственные меры своевременными и разумными.
Правда, вызывает недоумение и беспокойство задержка с поступлением спасительных средств ритейлерам – промедление здесь смерти подобно. Потребитель не заметит приостановки производства на автосборочном заводе, но обратит внимание на отсутствие привычного ассортимента на прилавке, отмечает руководитель Департамента потребительского рынка и услуг г Москвы Владимир Малышков. „В результате финансовый кризис рискует плавно перетечь в политический, — продолжает он. — А это очень опасно“.
В кризисной ситуации очень важен правильный выбор отрасли, которой стоит оказывать помощь, а сфера товаров первой необходимости является индикатором состояния экономики для населения. Поэтому заслуживает первостепенного внимания властей.
Разумеется, компании, которым будет оказана государственная помощь, выбирались не по „месту приписки“, и всю Россию они не покроют. Еще до возникновения кризисной ситуации 90 проц крупных „сетевиков“ искали инвесторов, рассуждает председатель совета директоров ОАО „Группа компаний „Виктория“ Николай Власенко. В настоящий момент процессы по слиянию и поглощению обострились – деньги государства вполне разумно адресованы.
Все 9 ритейлеров имеют более чем миллиардный оборот и список производителей–поставщиков, превышающий 2000.
„Если сетевикам не помогать, то в сложной ситуации с ликвидностью ритейлерам просто нечем будет расплачиваться с производителем, — рассказывает Н Власенко. — Поставщики, конечно, пойдут навстречу и дадут отсрочку, но взамен повысят цены. Таким образом, мы просто раскручиваем маховик инфляции“, — резюмирует он.
„Решение о выделении средств основным операторам рынка оправданно, — соглашается с представителем бизнеса В.Малышков. — Правда, не стоит забывать о малом бизнесе и среднем, которому сейчас тяжелее всего“.
Представители бизнес-кругов подтверждают, что ситуация не из легких. „Нас волнует вопрос доступности кредитов для среднего бизнеса, — говорит Ярослав Бойко, президент группы компаний „Старт-Мастер„/сеть магазинов цифровой электроники/. — Банки отказывают в перекредитовании, не испытывая при этом кризиса ликвидности. Фактически, никаких изменений условий не происходит, а причин отказа нам не объясняют“.
Вообще, в связи с удорожанием кредитных средств, товары технологичного сектора перестанут дешеветь также быстро, как раньше. „Видимо, мы будем мигрировать в сторону более дешевых товаров“, — предполагает Я.Бойко.
Денежно-кредитные учреждения удерживают средства не по причине отсутствия этих самых средств. Причина проста и изящна – кризис доверия, охвативший банковскую сферу.
Эффект „задержать“ возникает потому, что банки не всегда могут принять решение о целесообразности выдачи средств, вступается за банкиров генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Ольга Кузина. „Малый бизнес в России непрозрачен, и банки просто не могут оценить риски таких кредитов“, — рассуждает она. — Дело не в кризисе ликвидности. Кроме того, банки опасаются „набега“ вкладчиков — люди напуганы и даже полномочия Агентства по страхованию вкладов не убеждают население в безопасности такого способа инвестирования“.
Конечно, рассуждать, кто виноват в возникновении неблагоприятной ситуации – впустую тратить время. Тем не менее, понимание причин кризисных явлений поможет избежать неприятностей в дальнейшем. Проблемы возникли, в том числе, и по причине выбора многими компаниями стратегий, связанных с безмерным кредитованием и постоянным открытием новых торговых точек, рассуждает начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. Рынок розничной торговли – динамичный сегмент, и стоимость компаний быстро возрастала. Нынешний кризис, по мнению Т. Нижегородцева, — „очистительная мера“ для таких компаний, избравших неверную стратегию в ситуации волатильного рынка. Многие из этих компаний стали системообразующими, и проблемы из сферы „частных“ перешли в разряд государственных, рассуждает представитель ФАС.
Решая проблемы бизнеса, государство не должно забывать об мерах контроля, считает Т.Нижегородцев. „Обозначая точки дальнейшего роста отрасли, государство укрепляет определенных игроков на рынке, — продолжает он. — Главное, чтобы эти компании, став еще мощнее, не оказали подавляющего влияния на смежные рынки. Например, необходимо защитить потребителя от роста цен“.
Меры контроля должны будут компенсировать риски, которые возникнут после того, как „дым рассеется“, уверен представитель антимонопольной службы.
Касаясь вопроса возможного дефицита товаров, участники круглого стола убеждены — его не будет. „Системного отказа производителей не предвидится“, — считает Т.Нижегородцев. – Сколько бы вы ни произвели товара, речи о бизнесе не идет, пока этот товар не продан“. Производители товара — не самоубийцы, чтобы делать прилюдно харакири“, — иронизирует он. — Рисков для потребителей нет».
Его оптимизм не разделяет В.Малышков. В существующих условиях производитель может положить «товар на полку», или временно приостановить производство товара, считает он. Представитель правительства Москвы предлагает также учесть условия, по которым банки будут предоставлять средства крупным ритейлерам. Если проценты будут возрастать, можно будет ожидать и повышения цен. «Паниковать не надо, — успокаивает руководитель Департамента потребительского рынка Москвы. – Запасов продовольствия и финансовых ресурсов нам хватит».
Источником денег для торговых сетей являются не государственные субсидии, а платежеспособный спрос граждан. Ни одна торговая сеть, по данным Т.Нижегородцева, не сообщила об уменьшении оборота. Снижения потребления не произошло, то есть финансовый кризис пока не коснулся рядовых граждан.
Наша торговля устойчива, считает представитель ФАС. Малый бизнес развивается органическим ростом, в силу неразвитости банковского сектора и не является «перекредитованным». Деньги государства помогут спасти инфраструктуру крупного бизнеса, а малому ничего не угрожает, считает Т.Нижегородцев.
Участники рынка не призывают граждан к ажиотажным закупкам продовольствия. Ограничений на доставку товаров из любой страны в настоящий момент нет, констатирует Н.Власенко, и подытоживает: дефицита не будет, пока существует спрос. «Если не будет фактического запрета на ввоз какого-либо товара, мы привезем что угодно», — заявляет он.
Игроки не ожидают, что сектор продуктов питания затронет кризис, поскольку продукты питания относятся к товарам неэластичного спроса. А что касается «продуктовых настроений граждан», то по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, поведение потребителя стабильно. Большинство наших граждан не отмечают изменений в представленном ассортименте товаров для дома и продуктов.
Не ждут кризиса и в сфере непродовольственных товаров — игроки уверены, для того, чтобы системно снизился спрос, нужны более глобальные потрясения, до которых России еще далеко.