Ждет ли Россию девальвация рубля и очередной дефолт?
Последние дни эта идея настолько овладела мыслями и поведением большинства россиян, что кажется ничего другого как лихорадочные скупки оптом продуктов и других товаров их сегодня не интересует. Покупая тележками хлеб, мешками сахар и муку, мобильные телефоны про запас они уверены, что спасают сбережения, которые вот-вот превратятся в фантики. Насколько вероятен дефолт и девальвация рубля в ближайшее время? Какой из стран удастся выйти из мирового кризиса с наименьшими потерями? Комментируют сценарии мифов и реалий экономики Председатель совета директоров ОАО «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович и Управляющий директор Арбат Капитала Александр Орлов, CFA
Доллар, как вампир укрепляется за счет других валют
Вернемся на некоторое время назад. В середине сентября после банкротства «Леман Бразерс» (главной ошибки Полсона) и принятия пакета мер по рефинансированию американских финансовых институтов, стоимостью 700 млрд. долларов, «зеленый» несколько раз проявлял слабость не только к евро, но и к более слабой валюте – японской йене. В чём причины таких периодических «отступлений»? Если резкие колебания курсов лишь реакция «во всём виноватых» спекулянтов на огромное вливание не обеспеченных ничем долларов на мировой рынок, то почему центральные банки бессильны в борьбе с хорошо известными всем хедж-фондами? Выходит, дело не в спекулянтах, а в ожиданиях участниками банковской системы, финансовых рынков роста государственного долга, страх перед новыми банкротствами финансовых институтов из-за неплатёжеспособности клиентов и полной потери взаимного доверия.
Подобная реакция рынка на действия правительства США была предсказуема, поэтому и возник вопрос — не приведёт ли дорогостоящий план Полсона не только к росту бюджетного дефицита, но и к не контролируемой инфляции, дальнейшему ужесточению кредита? На наш взгляд, главные угрозы для мировой экономики, и в частности для российского рынка — не в инфляции и не в слабости доллара, а в том, кому удастся выйти из кризиса за счёт углубления экономических проблем других стран? Пока это получается у США. Их план весьма конкретен: поднять американскую экономику через помощь «своим» производителям, экспортёрам и банкам в тот момент, когда другие крупные экономики мира находятся на грани спада (Германия и страны Евросоюза, Япония) или серь ёзного замедления (Китай). План спасения за сч ёт Евросоюза и развивающихся рынков, скорее всего, победит, так как столкнувшись с обвалом цен на все виды активов, мир вновь начал размещать средства в доллары, а не в евро, юани или рубли. То есть валюта США перешла к длительному периоду укрепления. Как отразится этот процесс на финансовых и товарных рынках?
Причины «большого разворота»
Рост экспорта США, ставший возможным в основном благодаря длительному периоду дешевого доллара и существенное сокращение импорта в 2008 году (из-за недооцененности американской валюты и сокращения потребительских расходов в ходе финансового кризиса) привели к осознанию большинством инвесторов факта достижения точки «разворота» в долгосрочном тренде. До достижения уровня 1,15-1,20 доллар за 1 евро в течение ближайших нескольких лет и до выхода стран ЕС из рецессии (которая, видимо, будет тяжелее американской), торговый баланс США будет улучшаться.
Определить точку «перелома» в рецессии можно по сочетанию нескольких показателей, но валютный рынок, как правило, является одним из самых надёжных индикаторов.
Не только в США, но и во всех крупных экономиках мира для последних фаз рецессии характерно снижение цен на биржевые товары, укрепление доллара к основным валютам и падение стоимости других видов активов, цены на которые устанавливались в основном в долларах. Среди финансистов и руководителей экономических ведомств США и ряда других развитых стран доминирует мнение, что сочетание сильного доллара и низких цен на сырьевые товары всегда лучше для мирового хозяйства, нежели слабый доллар при высоких сырьевых ценах. Поэтому начало усиления доллара и снижение цен воспринимается как индикатор близости завершения кризисного периода.
Находясь сегодня на последней, рецессионной фазе цикла, американская экономика не только потребляет всё меньше сырья и импортных товаров, но и впервые за несколько лет увеличивает объёмы экспорта и его долю в ВВП. Этому способствует политика американского правительства и ФРС, которые вовремя оценили важность снижения процентной ставки и повышения уровня ликвидности в экономике. Приоритетом номер один для США в последние годы являлась не борьба с инфляцией, а предотвращение снижения темпов роста ВВП и сохранение уровня занятости. А американская инфляция в последние годы экспортировалась в те страны, где цены росли вслед за снижением покупательной способности доллара, который был главной валютой резервирования и накопления. Такое развитие ситуации было выгодно для экономики США: слабеющий доллар привёл к сокращению импорта, росту спроса на американские товары на внутреннем и внешнем рынках, что и сказалось на улучшении показателей роста ВВП во 2-м квартале 2008 года. Рост цен в США повлиял на сокращение потребления горючего и импортного продовольствия. Таким образом, находясь в пределах 3-3,5%, американская инфляция представляет меньшую угрозу для экономики США, чем спад производства и потребления, а также снижение стоимости основных активов – акций, облигаций, недвижимости. Политика ФРС и Минфина США ослабила доллар, но предотвратила существенное углубление кризиса в экономике.
В ЕС борьба за предотвращение рецессии, напротив, была направлена в основном на сдерживание инфляции, к которой наиболее чувствительны неработающие граждане, а их в социально-ориентированных экономиках стран ЕС слишком много, а не на поддержание роста и занятости. Отсутствие единого правительства и сильного центрального банка в сочетании с противоречиями в финансовой политике между Германией и Францией не позволили проводить планомерную политику предотвращения рецессии: сначала ЕЦБ ничего не мог поделать с опасным для экспорта ростом курса евро, а теперь ему нечего противопоставить инфляции и ускоряющемуся спаду производства.
Если исходить из того, что США находятся в последней фазе экономического цикла, то в течение следующих 6-9 месяцев, начнется восстановление экономического роста, и все факторы укрепления доллара продолжат своё действие. В связи с чем меняется и политика формирования валютных резервов таких крупнейших стран–экспортёров, как КНР, Япония и Россия на постепенном увеличении доли доллара в своих валютных резервах. Во всяком случае, ни одна из этих стран не проводит интервенций для поддержки падающего евро.
В плену нефтяных цен
Для лучшего понимания последствия роста курса доллара для финансовых рынков рассмотрим взаимное влияние американской валюты и цены нефти, которые обусловлены изменением перспектив спроса и предложения в экономике. До конца 2008 года и, скорее всего в 1-м полугодии 2009 года сохранится тенденция снижения цен на энергоносители, металлы и другие виды минерального сырья. Цены на нефть, нефтепродукты, а также на сталь и некоторые цветные металлы могут в течение 6-12 месяцев упасть на 20-30% ниже уровней, достигнутых в сентябре.
Ускорение падения курса рубля в 2009 году спровоцируют инфляция и ожидаемое снижение нефтяных цен, состояние платёжного баланса страны ухудшится, а рост ВВП существенно замедлится. В случае принятия российским правительством своевременных мер по кредитованию и предотвращению банкротства промышленных предприятий, а также по уменьшению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики (в первую очередь перерабатывающую промышленность и транспорт), последствия снижения курса рубля и удорожания кредита могут быть преодолены за год-полтора.
От инфляции в экономике страны, сырьевых цен и динамики курса доллара к другим валютам, в первую очередь будут зависеть российские финансовые рынки. В связи с чем можно ожидать продолжения негативных тенденций на фондовом рынке, роста реальных процентных ставок, снижения цен на долгосрочные и среднесрочные облигации и постепенного ослабления рубля. Но этот фактор позитивно скажется на российской обрабатывающей промышленности, рыночные позиции которой были подорваны за годы проведения политики «сильной национальной валюты».
Пока Россия только готовится к вступлению в стадию инфляционного «сдутия» — путь вниз окажется болезненным и страна может «застрять» в нем на срок около года, если правительство не предпримет мер по поддержке заёмщиков и инвесторов.