Государственной помощью на волне кризиса успели воспользоваться многие. Но куда пошли эти деньги? Некоторые банки, к примеру, перевели все в доллары и запрятали в «заначку», а теперь на просьбу какой-нибудь компании о кредите отвечают, что денег нет. Больше такого не будет. В понедельник Владимир Путин собрал на специальное совещание ведущих банкиров и объявил им, что контроль за расходованием госсредств будет усилен.
Как уже писали «Известия», на борьбу с последствиями кризиса правительство готово потратить триллионы рублей, и часть этих денег уже ушла банкирам и крупнейшим компаниям. Предполагалось, что, раз теперь у банков есть деньги, значит, и возможность кредитовать бизнес тоже есть. Но не тут-то было. Некоторые банкиры решили отложить часть средств на черный день. Хотя экономике они нужны прямо сейчас.
В правительстве вопросом, куда уходят деньги, задались всерьез. В понедельник Владимир Путин созвал на совещание руководство крупнейших банков, главу Минфина Алексея Кудрина и представителей правоохранительных структур. Последнее обстоятельство задавало определенный «нерв» всему мероприятию. Впрочем, суровый вид и стальные нотки в голосе самого премьера заставили банкиров нервничать не меньше.
— Вы знаете, что правительство предпринимает комплекс мер по поддержке отдельных отраслей экономики, чтобы минимизировать последствия глобального финансового кризиса как для отечественной экономики, так и для граждан, — напомнил он.
Путин отметил, что правительству «крайне важно исключить риски, в том числе с недобросовестным использованием госресурсов».
— А это не маленькие, большие ресурсы, — он нарочно сделал ударение на слово «большие». — Нужно исключить любые злоупотребления и коррупцию. Мы должны обеспечить надлежащий контроль правоохранительных органов и финансовых властей.
Кроме того, нужно исключить любые спекуляции с этими деньгами.
— Понятно, что легальное движение капитала — это законная операция. Речь не может идти о запрете со стороны государства, — отметил Путин. — Это противоречит законодательству и экономическому курсу. Но дополнительные государственные ресурсы не предназначены для спекулятивных операций. А у банков-получателей объем таких операций возрос.
Банкиры объяснялись с премьером уже без прессы, но, судя по всему, обстановка была напряженной. По крайней мере, вышедший к журналистам спустя три с лишним часа глава Центробанка Сергей Игнатьев выглядел уставшим.
— Отношение к усилению контроля — спокойное, — сразу заметил он.
Ну еще бы! В ситуации, когда происходит отток капитала (в октябре — 50 миллиардов долларов. — «Известия»), любое недовольство банкиров натолкнуло бы на определенные подозрения.
Пока речь идет о мягких мерах, сообщил Игнатьев. Центробанк будет смотреть за тем, чтобы иностранные активы в портфеле банков не росли. Проще говоря, чтобы объемы иностранной валюты не превышали среднего уровня, зафиксированного в последние месяцы.
— Если у банка нет внятного объяснения, почему объемы валюты у него резко выросли в последние недели, мы будем вынуждены ограничить лимиты на получение беззалоговых кредитов, — пояснил Игнатьев. — Мы будем подробно рассматривать баланс банков, а почему бы нет?
Пошлину на нефть будут рассчитывать раз в месяц
Правительство может сократить срок действия экспортной пошлины на нефть вдвое, до одного месяца, сообщил премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам стратегического регулирования добычи и поставок нефти на внутренний и внешний рынок. Мировой финансовый кризис и падение цен на нефть требует принятия дополнительных мер стимулирования нефтедобывающей отрасли, подчеркнул премьер. По его словам, действующий порядок установления экспортной пошлины на нефть рассчитан на ситуацию относительной стабильности ценовых параметров. «Сегодня, когда колебание цен приобрело скачкообразный характер, назрела необходимость корректировки этой модели», — сказал Путин. В понедельник цены на нефть, к примеру, подскочили на 6%.
Резкой девальвации рубля не будет
«Я не исключаю повышения гибкости валютного курса рубля, может быть, в нынешних экономических условиях, с некоторой тенденцией к ослаблению рубля в отношении иностранных валют», — сказал в понедельник журналистам глава Центробанка Сергей Игнатьев. В то же время, подчеркнул он, «и Центральный банк, и правительство крайне не заинтересованы в том, чтобы произошла резкая девальвация рубля». «У нас есть возможность ее не допустить — у нас большие золотовалютные резервы», — добавил он.