Прошло уже две недели после возобновления транзита российского газа через Украину, но затишьем на «газовом фронте» и не пахнет. Наоборот, в Будапеште и Москве за эти дни состоялось уже два саммита на высшем уровне. И оба посвящены одному вопросу: как доставить газ в Европу. Основной маршрут через Украину надежным никто уже не считает. Теперь речь идет о новых путях. Европейцы судорожно решают, что им выгоднее — строить новые трубопроводы или морские терминалы для танкеров-газовозов? Строить с Россией или без нее? С январского конфликта начался новый передел рынка, и наша страна здесь — главный участник. «Известия» постарались оценить наши шансы в ходе передела европейского газового рынка.
Перебои с поставками топлива посреди морозной зимы всколыхнули в душах европейцев давние страхи. Многие по привычке разглядели в этом «руку Москвы». Другие понимают, что газовым шантажом занималась именно Украина. И эти две господствующие в умах жителей Европы точки зрения хорошо видны в статьях европейских газет. «По словам наблюдателей, российская сторона создавала всевозможные препятствия и использовала любые предлоги для того, чтобы сорвать процесс», — уверяет британская The Financial Times. Зато немецкая Die Welt постаралась беспристрастно разобраться, куда и как исчезал газ при транзите через Украину. «Речь идет о большом объеме топлива, постоянно и точно измерять который слишком сложно… транспортировка газа основывается на доверии, а если оно подорвано, остается единственный выход — контролировать прохождение газа в транзитном газопроводе», — пишет газета.
Но все это «волны по воде». И расходятся они вокруг прокатившихся во многих странах «газовых» встреч, переговоров и громких политических заявлений.
Цена вопроса — труба
Общую «тему для беспокойства» президент России Дмитрий Медведев назвал на открытии Московской международной конференции по вопросу обеспечения доставки российского газа потребителям в Европе 17 января.
— В последнее время мы исходили из того, что тот режим энергобезопасности, который сложился в Европе, является оптимальным. Оказалось — нет, — заметил он.
Эту мысль поддержал и чешский премьер Мирек Тополанек — уже на состоявшемся во вторник «Набукко-саммите» в Будапеште («Известия» писали об этой встрече в номере за среду).
— Мы вели долгие переговоры с российским премьером Владимиром Путиным, когда пытались разрешить газовый спор. Мы затронули тогда и проблему диверсификации поставок газа, к которой российская сторона отнеслась положительно и с пониманием, — заявил Тополанек.
Говоря другими словами, и поставщикам, и потребителям газа сейчас очень нужны новые маршруты доставки газа. Главное, чтобы они проходили подальше от Украины и в идеале сразу вели из страны-продавца к покупателю. Почему же это так важно?
Из-за чего спор?
«Газпром» поставляет в Европу около 30% всего потребляемого там природного газа. Речь идет о колоссальном объеме в 154 млрд куб. м в прошлом году. Часть Европа добывает сама, а если говорить об импорте, то в нем доля России — больше половины. До первого прекращения поставок из-за украинского воровства в январе 2006 года такие пропорции никого не смущали. Ведь Россия, а до этого Советский Союз поставки никогда не срывали. Но после январских событий в Европе возникла настоящая паника. Особенно сильно досталось Болгарии, Словакии и Балканским странам — там пришлось заморозить больницы, школы и роддома. И хотя «Газпром» пытался обеспечить своих покупателей необходимым топливом, наращивая поставки по «неукраинским» газопроводам, это было невозможно: через эту страну в Европу попадает 80% российских поставок.
Ситуация выглядит еще хуже, если заглянуть лет на 10 вперед. По прогнозу авторитетного Международного энергетического агентства, уже к 2020 году потребности Европы в газе почти удвоятся. И объем закупок в России придется увеличить на 65-105 млрд куб. м газа. Откуда же они возьмутся, если Украина даже нынешние объемы поставок регулярно срывает? А по некоторым данным, и вовсе готова продать свою «трубу» американцам?
«Антироссийские» проекты: через Турцию или Грузию
Сомнения европейцев можно понять — если покупаешь на стороне большую часть необходимого топлива, очень хочется хотя бы газопровод иметь свой. Коммерческого смысла здесь немного (газ все равно в чужих руках), зато чисто психологически становится спокойнее. С проектом такого «своего» газопровода еврочиновники носятся уже больше 10 лет. Называется эта так и не появившаяся труба «Набукко». Основная причины, по которым этот маршрут до сих пор так и не стал реальностью, — колоссальная цена строительства (больше $10 млрд) и неясность с источниками газа. Ни Иран, ни Казахстан, ни Туркмения, ни Азербайджан наполнить «Набукко» не могут. А кто ж даст такие деньги на пустую трубу?
К тому же в Турции этот газопровод должен пройти по территории вооруженного конфликта с курдскими племенами. И сказать, сколько раз за год они будут "Набукко " взрывать, не возьмется никто.
— Сначала заключаются контракты минимум лет на десять, а потом только под проект дают деньги, — заявил „Известиям“ источник в одной из газовых компаний. — Пока решить этот вопрос с „Набукко“ Европе не удается. Россию этот проект не тревожит, потому что при реализации он может успокоить наших покупателей.
Последние громкие слова по „Набукко“ прозвучали во вторник на газовом саммите в Будапеште. Но и там были лишь общие слова. Общее раздражение такой говорильней в интервью венгерскому государственному телеканалу накануне будапештского саммита высказал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
— Нам все ясно, и мы готовы сотрудничать. Пусть теперь европейцы предложат что-нибудь конкретное, — потребовал он.
Его раздражение понятно — „Набукко“ для Азербайджана может стать важной экспортной артерией… если будет построен.
Еще более странный и воздушный проект вынашивают Украина и Грузия. У которых, между прочим, своего газа на экспорт нет. Это так называемый газопровод „Белый поток“ по дну Черного моря из Батуми в Крым. Предложили соорудить его чиновники украинского кабинета министров в 2005 году. После этого идея „Белого потока“ не шагнула дальше презентаций на газовых форумах.
Так что же, никакой возможности построить надежные газопроводы у Европы нет?
Российские предложения
Наоборот. Наша страна предлагает проложить в регион две новых трубы — „Северный поток“ (по дну Балтийского моря) и „Южный поток“ (по дну Черного моря). Их общей мощности — больше 86 млрд куб. м — как раз должно хватить на возросшие к 2020 году европейские потребности. Газом они обеспечены, финансированием тоже. Маршруты по безопасности близки к идеальному варианту — спокойное окружение и ведут непосредственно от поставщика к потребителям. Транзитных стран вне Евросоюза просто нет. Один „минус“ — газ российский. Постоянное бюрократическое затягивание строительства дошло до того, что премьер-министр России Владимир Путин в октябре 2008 года вынужден был заявить о возможной переориентации экспорта газа на другие рынки.
— Европа должна окончательно решить, нужен ей трубный газ из России в тех объемах, которые мы предлагаем, или нет… если не нужен, значит, мы… будем строить заводы по сжижению, работающие на мировой рынок, — заявил он.
Впрочем, в отличии от того же „Набукко“, строительство „Северного потока“ уже ведется. Работать газопровод начнет в 2011 году.
Так что же в этих проектах не устраивает европейцев?
Считаем очки: сколько „против“ нас…
Под шумок окончания российско-украинской „газовой войны“ в Европе развернулся настоящий передел рынка. Основная идея — уменьшить значение поставок топлива из России. „Газпром“ уже понес в этой борьбе первые потери.
Во-первых, прямой урон от непроданного из-за прекращения транзита газа составил около $2 млрд. И компенсировать их уже не удастся. Наши покупатели удовлетворяли свои потребности за счет газа, заранее закачанного в хранилища. Заново их наполнить они постараются ближе к концу лета. А к этому моменту наш газ упадет в цене раза в два-три („Известия“ писали об этом 20 января).
Во-вторых, покупатели требуют от „Газпрома“ компенсации за сорванные поставки. И некоторые — ее добиваются. На прошлой неделе „Газпром“ согласился поставлять газ Болгарии со скидкой. Детали соглашения между ними не разглашались, однако, по данным болгарской еженедельной газеты Capital, скидка составит 4% от стоимости недополученного газа летом и 8% — зимой. При этом, по подсчетам болгарского правительства, ущерб от недопоставок газа составил около 250 млн евро.
В-третьих, европейцы стали переориентировать часть закупок на других поставщиков. Та же Болгария во вторник подписала контракт на покупку 1 млрд куб. м у Азербайджана. Это значит, что на столько же уменьшатся закупки у „Газпрома“. А Греция (до этого страна покупала в России 80% от нужного объема газа) пообещала больше топлива брать в Алжире в виде поставок сжиженного газа танкерами.
… и сколько „за“
Но на самом деле ситуация не выглядит так уж удручающе. Наши победы тоже можно „пронумеровать“.
Во-первых, против строительства „потоков“ теперь в Европе никто уже не выступает. То есть сняты последние препятствия на их пути. Значит, доля „Газпрома“ на рынке Европы может еще вырасти почти на 30%. А это миллиарды долларов в год.
Во-вторых, даже скидку с цены газа для Болгарии стоит рассматривать скорее как хорошую попытку задобрить важнейшего партнера по строительству „Южного потока“.
И в-третьих, обострение конкуренции еще никому не вредило. И руководителям „Газпрома“ лишняя встряска тоже не повредит. В результате „газовой войны“ они явно научились лучше отстаивать свои интересы. Пусть и не без помощи правительства…