Один из самых богатых людей на Земле Уоррен Баффет заявил в программе телекомпании CNBC, что глобальный финансовый кризис далек от своего завершения. Нынешний экономический кризис, по мнению самого успешного инвестора в мире, развивается «по худшему из возможных сценариев».
«В последние 6 месяцев мировая экономика „свалилась с обрыва“, а потребители изменили своим привычкам из-за страхов и неуверенности по поводу дальнейшего хода событий», — цитируют СМИ слова Баффета. На днях Баффет объявил, что руководимый им инвестиционный фонд Berkshire Hathaway по итогам работы в 2008 году зафиксировал потери в размере 11,5 миллиарда долларов. Это при том, что его компания Berkshire Hathaway за 20 лет прибавила 4700% и вообще прогнозы Баффета считаются самыми достоверными в мире бизнеса.
«Экономика будет в разрухе в этом году, а возможно, и далеко за этими временными рамками», — заявил в обращении к акционерам компании Berkshire Hathaway Баффет. Он отметил, что нынешний кризис является худшим из тех, с которыми ему пришлось сталкиваться.
В 2009 году мировая экономика войдет в стадию рецессии впервые со времен окончания Второй Мировой войны, а объемы мировой торговли сократятся до минимума за 80 лет, вторит Баффету агентство Bloomberg со ссылкой на прогноз Всемирного банка.
Конкретных цифр в докладе, который опубликован на сайте организации, не содержится. Однако Bloomberg отмечает, что оценка Всемирного банка оказалась пессимистичнее прогноза Международного валютного фонда (МВФ), который прогнозирует рост мирового ВВП в 2009 году в 0,5 процента. Экономисты Всемирного банка оценивают потери роста мирового ВВП в пять процентов от потенциально возможного значения.
Всемирный банк полагает, что развивающимся странам, экономики которых сильнее прочих пострадают из-за рецессии, в 2009 году понадобится от 270 до 700 миллиардов долларов на обслуживание долгов и расчеты по импортным сделкам. Банк ожидает, что в 2009 году корпоративный долг развивающихся стран достигнет триллиона долларов, а государственный — трех триллионов долларов.
Эксперты организации отметили признаки рецессии в 94 из 116 развивающихся стран мира, что сопровождается ростом безработицы. Результатом такого развития событий будет все увеличивающаяся зависимость развивающихся стран от помощи международных организаций. Сильнее всего, по оценке банка, рецессия ударит по странам Восточной Азии — Китаю, Тайваню, Японии, Южной Корее и Монголии.
Согласно последнему прогнозу Всемирного банка, темп роста мировой экономики в 2009 году составит 0,9 процента, а в 2010-м — 3 процента. При этом объем мировой торговли в 2009 году сократится на 2,1 процента. Скорее всего, теперь организация намерена пересмотреть эти цифры.
От редакции: Собственно, оснований не доверять оценкам Уоррена Баффета, Всемирного банка и агентства Bloomberg, которые вдобавок сходятся в прогнозах, нет оснований. Если Баффет, который родился в 1930-м году, не помнит такого кризиса, то значит, такого еще в истории не было. Поскольку то, что было до Баффета — это было при совершенно другом обществе, в другом мире.
Надо сказать, что прогнозы Баффета и Всемирного банка существенно отличаются от тех, которыми угощает нас правительство Путина. То ли подполковник КГБ СССР знает что-то такое, что неведомо инвестиционному банкиру из США, то ли он вообще ничего не знает. Какой ответ считать верным — дело каждого.
А теперь возьмем и переместимся в 2001-й год, когда вышла книга с интригующим названием "Распад мировой долларовой системы:
ближайшие перспективы ". Конечно, мало ли выходит разных книжек, но эта — под общей редакцией Ю.Д.Маслюкова (в тот момент только что отставленного с поста первого вице-премьера и по общему признанию спасшего экономику страны), с составом авторов, которому мог бы позавидовать любой институт или фонд: М.Делягин, М.Хазин, М.Кобяков, А.Паршев, А.Нагорный, А.Суриков и ряд других авторов, имевших в тот момент непосредственное отношение к деятельности правительства. Навряд ли это был такой уж пустой труд, тем более, что книга выдержала несколько переизданий.
Так вот, беру главу номер 7, написанную мной (еще и издателем этой книги) и читаю самого себя почти 9 лет назад:
„Современный мир не может уже обходиться без интегрирующего начала, без единого эквивалента качества-количества, и вернуться в патриархальный ХХ век с его национальными валютами, автаркичными экономиками и делением мира на множество систем. Доллар, потеряв 20-30-40% своей покупательной способности и упав вдвое-втрое, перестанет быть мировой валютой. На его месте сформируется новая расчетная единица на базе главных мегарегиональных экономических объединений, которые и должны будут на равных выработать согласованных подход и создать общемировую валюту XXI века“.
Напомню, что это было написано за 1 год до введения наличного евро. Когда ввели наличный евро, он относился к доллару как 1:1,2. С тех пор доллар изрядно облегчился, но до введения бивалютной корзины наши финансовые руководители размышляли довольно много лет — и вели как раз на минимальном курсовом значении доллара, как раз к моменту, когда он начал укрепляться к евро. Сколько денег страна потеряла на этом — даже сказать страшно.
Далее я писал:
„Россия и ее политико-экономическая элита должны заранее определить пути движения нашей финансово-экономической системы к наиболее выгодному положению во вновь формирующейся системе мировых резервных валют. Здесь возможны разные модели: планомерная переориентация с доллара на евро, создание связки с нарождающейся общеазиатской валютой в рамках союза юаня и иены, формирование собственной мегарасчетной зоны, включающей страны СНГ и другие близкие государства с внедрением рубля, обладающего золотым номиналом. Конечно, можно плыть и по нынешнему течению, с устоявшейся за 90-е годы привязкой рубля к доллару, что гарантирует России наименее выгодную роль, а возможно и полное растворение в более сильных системах. Одним словом России нужна стратегия и тактика в этих вопросах, а этой важнейшей составляющей пока не видно в деятельности Кремля“.
Где-то лет через пять после этого члены правительства даже научились умно рассуждать о рублей как „региональной валюте“, реально для этого, конечно, ничего не делая — то есть разыгрывая последний, самый неблагоприятный сценарий.
Удивительно, но они все еще обижаются, когда Максим Калашников называет их „бело-сине-красными обезьянами“. Хотя, по-моему, обижаться должны как раз обезьяны…