Китай и Белоруссия осуществят взаимообмен равными суммами национальных валют, дабы в дальнейшем отказаться от доллара США и евро в двусторонней торговле. Эксперты удивлены этим «финансовым курьезом». Чего здесь больше – политики или же попытки поддержать своих экспортеров?
Вчера стало известно, что Китай и Белоруссия сделали первый шаг к переходу во взаимной торговле на национальные валюты.
А именно, Национальный банк Белоруссии и Народный банк Китая 11 марта подписали белорусско-китайское соглашение о проведении валютной сделки своп. Эта сделка предусматривает взаимообмен равными суммами национальных валют.
Так, в самые ближайшие дни Белоруссия получит из Китая 20 млрд юаней (примерно $2.8 млрд), которые будут зачислены в состав ее золотовалютных резервов (ЗВР). В ответ Белоруссия перечислит в КНР 8 трлн белорусских рублей, что, по нынешнему курсу, составляет ту же сумму.
Как отметил начальник управления информации Национального банка Республики Белоруссия Анатолий Дроздов, слова которого передает Итар-ТАСС, благодаря валютному взаимообмену в обеих странах будут созданы условия для отказа в двусторонней торговле от евро и американского доллара и перехода к расчетам исключительно в национальных валютах. Подписанное между двумя банками соглашение рассчитано на три года, а в дальнейшем может быть продлено по взаимному согласию сторон.
О необходимости создавать резервные валюты, альтернативные доллару, высказывались уже неоднократно разные деятели разных стран. Например, не раз озвучивались пожелания российского правительства придать рублю статус региональной резервной валюты. Однако эта идея еще далека до воплощения.
Вместе с тем, на роль даже региональных резервных валют обычно претендуют валюты более стабильные и обеспеченные, чем белорусский рубль. Еще более странным представляется то, что страна с одной из крупнейших в мире экономик, решилась на перевод части своих резервов в валюту Белоруссии.
Завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ профессор Владимир Евстигнеев считает, что сумма, участвовавшая в обмене, составляет для Китая незначительный объём. «Так что соглашение, по-видимому, рассматривается в качестве экзотики. Почему бы не попробовать?», — предположил профессор Владимир Евстигнеев в интервью Bigness.ru.
«Перспектив этот подход не имеет. Чтобы перспективы имелись, нужно, чтобы белорусские рубли были нужны третьим странам. Пока этого нет — затея остаётся просто финансовым курьёзом», — уверен наш собеседник.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Перминов заметил, что подобная сделка — «очень странное решение». По его словам, подобных прецедентов практически не было, как правило, все страны для своих ЗВР выбирают основные мировые валюты, или валюту своего основного торгового партнера.
Могла ли эта сделка объясняться желанием Китая диверсифицировать свои ЗВР на случай, если доллар США значительно обесцениться? На этот вопрос Сергей Перминов ответил, что «в Китае вполне адекватные люди, и они прекрасно понимают, что если что-то случится с долларом, то всем остальным маленьким валютам будет еще хуже».
Аналитик предположил, что такой взаимообмен мог осуществляться из политических соображений. Китай мог инвестировать в Белоруссию совершенно незначимую для себя сумму с целью поддержать спрос на свои товары в этой стране.
Вероятно, Китай пытается стимулировать спрос на свою продукцию на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры даже в таких небольших странах. Аналитик Rye, Man & Gor Securities напомнил, что на этой неделе вышли данные, показывающие, что китайский экспорт серьезно упал. В феврале Китай снизил экспорт на 25.7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Что же касается «близкого падения доллара и необходимости искать ему замену, то Владимир Евстигнеев считает, что от долларов настанет пора избавляться ещё не в этом кризисе, а лет через пять.
Всё упирается в готовность Восточной Азии (и, отчасти, некоторых европейских стран) уравновешивать американскую низкую норму сбережения, закупая государственные облигации, пояснил эксперт. В итоге американцы, не сберегая, получали инвестиционный ресурс, благодаря выпуску вс ё новых объёмов госдолга, не приводившего к инфляции в своей стране.
Однако в последние кварталы и норма сбережения в Америке повышается, и отношение к управлению рисками в мире изменилось, так что есть шанс, что и в среднесрочной перспективе мы не увидим краха доллара, подчеркнул профессор Владимир Евстигнеев.