Немецкие власти вчера официально подтвердили, что кроме итальянской Fiat к покупке контрольного пакета Opel проявляют интерес группа ГАЗ Олега Дерипаски, Сбербанк и канадская Magna. На решение проблем Opel партнерам потребуется до ?5 млрд. Но сделка может вызвать вопросы у российских властей, которые сейчас пытаются решить финансовые проблемы самой группы ГАЗ, долг которой превышает 40 млрд руб.
Вчера министр экономики земли Тюрингия (Германия) Юрген Рейнхольц заявил, что Сбербанк, группа ГАЗ и канадский поставщик автокомпонентов Magna готовят заявку на покупку одного из подразделений General Motors — немецкого Opel. Господин Рейнхольц, которого цитирует Bloomberg, отметил, что «российский авторынок, а также другие развивающиеся рынки — Азии и Индии — сыграли определенную роль» в намерении ГАЗа, Сбербанка и Magna стать владельцами Opel. Подробностей готовящейся сделки чиновник не сообщил, а в группе ГАЗ и Сбербанке от комментариев отказались. Вице-президент Magna Хьюберт Хедль на звонки «Ъ» не отвечал.
Таким образом, чиновник официально подтвердил интерес группы ГАЗ, Сбербанка и Magna к приобретению контрольного пакета акций Opel. На прошлой неделе об этом сообщили немецкие СМИ, по данным которых, на покупку Opel партнерам потребуется не менее ?5 млрд. Rheinische Post уточняла, что в результате группа ГАЗ, Сбербанк и Magna получат 50,1% акций Opel, разделив этот пакет между собой: группа и банк получат 31% акций Opel, а оставшиеся 19,1% — канадская Magna. Однако в группе ГАЗ эти сообщения сразу опровергли.
Adam Opel Gmbh основана в 1863 году. С 1929 года является подразделением GM (владеет 100% акций). Владеет брендами Corsa, Astra, Vectra и Omega. Продажи Opel/Vauxhall в 2008 году составили 1,459 млн автомобилей. В России в 2008 году продано 98,8 тыс. Opel (8-е место по продажам).
Информацию о намерении Magna получить контроль над Opel вчера подтвердил и член наблюдательного совета Opel Армин Шильд. Он сказал, что его компании поступило предложение о покупке от Magna и некоего «российского партнера», названия которого господин Шильд не уточнил. Ключевым партнер Magna в России является группа ГАЗ. До октября 2008 года контролирующее группу ОАО «Русские машины» владело около 25% уставного капитала Magna. Затем «Русские машины» были вынуждены передать этот пакет банку BNP Paribas в результате margin call, но в группе ГАЗ и Magna подчеркивали, что сохранят партнерские отношения.
Помимо группы ГАЗ, Сбербанка и Magna на Opel претендует итальянский концерн Fiat. Он рассчитывает стать совладельцем не только Opel, но и Chrysler, который начал процедуру банкротства (см. вчерашний «Ъ»), а также «десяти заводов General Motors в Европе», сказал глава Fiat Серджио Маркионне. На базе этих активов, а также собственных производств Fiat намерен создать глобального автопроизводителя с объемом выпуска 6-7 млн машин в год (по итогам 2008 года — 2,15 млн машин). Вчера господин Маркионне проводил переговоры о покупке Opel с профсоюзом компании. Однако Армин Шильд утверждает, что предложение российской стороны, «по мнению сотрудников компании (то есть профсоюза.— „Ъ“), гораздо более выгодно » для Opel.
О намерении группы ГАЗ стать совладельцем Opel слышали топ-менеджеры и ряда российских автопроизводителей. Собеседники «Ъ» отмечают, что глава компании Magna International Europe AG Зигфрид Вольф был на совещании в Тольятти, которое проводил премьер Владимир Путин. Сама покупка акций Opel, по мнению собеседника, может обойтись ГАЗу, Сбербанку и Magna «недорого, а ?5 млрд уйдут на какие-либо социальные выплаты и реструктуризацию долга». Германские власти также говорили, что на решение проблем Opel потребуется ?5-7 млрд, но не говорили, на что конкретно должны пойти деньги. Известно лишь, что около ?500 млн потребуется на докапитализацию Opel.
Откуда у группы ГАЗ могут взяться деньги на покупку Opel, источники «Ъ» не понимают. Группа сама сейчас находится в крайне тяжелом положении — ее долг превышает 40 млрд руб., денег на погашение нет, и группа была первой компанией, проблемы которой взялась рассматривать комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова. Один из источников «Ъ» отметил, что «у группы ГАЗ сложились неплохие отношения со Сбербанком» (глава банка Герман Греф сказал в марте, что не собирается банкротить ГАЗ, несмотря на то что банк — один из его крупнейших кредиторов). Но сделка может вызвать «непонимание ряда министерств», сказал «Ъ» один из федеральных чиновников. «Не совсем понятно, зачем мы рассматриваем проблемы ГАЗа, встречаемся с его кредиторами, если в итоге группе могут потребоваться деньги на помощь Opel»,— отметил он. Источник «Ъ» также напомнил, что у ГАЗа уже был опыт покупки западных производств (британской LDV и оборудования одного из американских заводов Chrysler для производства в Нижнем Новгороде Volga Siber), но первый может быть объявлен банкротом уже завтра, а второй проект нерентабелен.
Теоретически покупка Opel группой ГАЗ, Сбербанком и Magna может быть интересна, считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. До последнего времени группа терпела неудачу в легковом сегменте, но это объяснялось тем, что она пыталась перенести в Россию сборку моделей, уже снятых с производства. В случае же с Opel, говорит аналитик, ГАЗ может получить доступ к новым автомобилям классов В и С. Михаил Пак из ИФК «Метрополь» полагает, что судьба сделки зависит от российских властей, которые декларируют поддержку в первую очередь отечественного автопрома.