Главная » Компании » Беларусь и Россия: экономика определяет политику

Беларусь и Россия: экономика определяет политику

Нынешнее ухудшение белорусско-российских отношений — свидетельство обострения борьбы за белорусскую госсобственность и желания Минска получить очередные льготы. В этом уверены минские эксперты.

Считается, что все начал Алексей Кудрин. Накануне заседания Совета министров союзного государства 28 мая в Минске российский министр финансов публично раскритиковал белорусскую экономическую модель и высказал сомнения в платежеспособности белорусского государства.

Президент Лукашенко ответил через день. Он не просто отнес Кудрина в разряд белорусских оппозиционеров, цитируем, «отморозков», но и обозначил истинных вдохновителей скандала: «Путин сказал, что на подлете к Минску обсуждал с Кудриным ситуацию. И тут Кудрин разразился тирадой. Что это было не согласовано? Все это было согласовано», — заявил тогда Лукашенко.

Много шума из-за чего?

Хозяин Кремля Дмитрий Медведев вступился за своих — прозрачно, хоть и без перехода на личности Медведев указал официальному Минску на то, что негоже раздавать публичные характеристики российским министрам. После этого белорусский премьер Сергей Сидорский сравнил Алексея Кудрина с кладовщиком, а Лукашенко в интервью редакторам ряда московских изданий посоветовал Кудрину подлечиться.

Бывший замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Санников считает, что конфликт вспыхнул отнюдь не дипломатический. Суть его, по словам экс-дипломата, в невыполнении Минском каких-то обязательств, а эти обязательства могут быть связаны с собственностью на территории Беларуси. По мнению Санникова, российско-белорусские отношения непрозрачны, и под вывеской Союзного государства каждая из сторон пытается решить собственные проблемы, часто корыстно-личные.

Обмен нелюбезностями на высоком уровне как будто взял паузу на последний уик-энд. Но как раз к выходным подоспело уведомление Роспотребнадзора: 500 видам продукции белорусских молокозаводов доступ на российский рынок запрещен. И хотя уже в понедельник, 8 июня, главный государственный санитарный врач Российской Федерации Геннадий Онищенко заявил, что Россия готова к переговорам с Беларусью о возобновлении поставок молока, вновь вспыхнула перебранка.

Россия запретила ввоз на свой рынок белорусской молочной продукции Онищенко подчеркнул, что разговаривать будет «только с теми официальными лицами, которые компетентны». Чиновники высокого ранга в Минске на этот раз, однако, были немногословны и корректны.

Перечень соблазна и раздора

Экономика — вот главная политика в отношениях Беларуси и России. Формула классика марксизма в белорусско-российских отношениях безраздельно господствовала всегда. В периоды наибольшего сближения Москвы и Минска желание извлечь экономическую выгоду стороны сопровождали красивыми словами. Когда выгода одного из партнеров наносила ощутимый ущерб другому, разгоралось выяснение отношений. Так было, например, во время газового конфликта в 2004 году.

Президент Лукашенко тогда не особо выбирал слова для оценки действий союзника, перекрывшего газовый вентиль в разгар зимы. В итоге после череды жестких заявлений, включая знаменитую реплику Лукашенко — «наши отношения отравлены газом» — все закончилось договором о поэтапной продаже россиянам «Белтрансгаза» — монополиста на рынке газотранспортных услуг Беларуси.

Что стоит на кону сегодня? Экономист Ярослав Романчук перечисляет привлекательные для российского бизнеса отрасли: нефтепереработка, энергетика и металлургия, банковская система во главе с «Беларусбанком», «Белтелеком», «Беларуськалий», ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. По подсчетам аналитиков, даже в условиях кризиса предприятий, достойных внимания российских инвесторов, в Беларуси наберется с полсотни.

Любопытно, что именно их перечень интересен и западным инвесторам. Но, как замечает Ярослав Романчук, рваться в Беларусь они пока не будут, хотя Брюссель и Минск уже сделали политические шаги навстречу друг другу. По выражению Романчука, инвестиционный климат в Беларуси — крайне реакционный, работать здесь очень сложно, а изменять правила игры белорусское правительство не торопится.

Нынешний кризис в белорусско-российских отношениях едва ли подвигнет Лукашенко к либерализации политического режима, полагают аналитики. Но она уже повлияла на риторику президента: Александр Лукашенко теперь чаще говорит о защите суверенитета Беларуси, чем лидеры оппозиции. И, как замечает политолог Александр Класковский, в обществе, где все завязано на силе и воле одной личности, повышается "градус тревоги": вдруг борец-Лукашенко не выдержит и „сдаст“ Беларусь? А белорусский лидер периодически добавляет драматизма, обращаясь и к соотечественникам, и к Западу: смотрите, ведь россияне нас просто за горло берут!

„Договориться под шумок“

„Брать за горло“ и „брать горлом“ друг друга союзники продолжат. Таков прогноз белорусских экспертов. Аналитик Александр Класковский уверен, что все последние громкие заявления в Москве и в Минске — лишь внешний антураж плохо скрываемой борьбы за собственность.

Беларусь не признала независимость Южной Осетии и АбхазииАналитик считает, что даже вопрос признания или непризнания Абхазии и Южной Осетии, а президент Лукашенко сообщил, что Россия открыто ставит в зависимость от решения этого вопроса выделение кредита на 500 миллионов долларов, имеет целью притормозить нормализацию отношений официального Минска с Западом. Тем самым, прочнее к себе привязать, чтобы, как выразился Класковский, иметь возможность проще приобретать белорусские активы.

По замечанию Андрея Санникова, Лукашенко нынче „позарез нужны деньги“, ведь только обслуживание уже полученных внешних кредитов, по расчетам МВФ, требует ежегодно более 10 миллиардов долларов.

Россия понимает, что финансово-экономическое положение Беларуси становится все более сложным. А Лукашенко знает, что по политическим мотивам Россия не может сейчас выйти из Союзного договора. Это, полагает Санников, обычная технология: затеять скандал, а потом под шумок договориться.

По мнению экс-дипломата, белорусский лидер еще будет взывать и к российской Госдуме, и к своим сторонникам в этой стране, стремясь заручиться их поддержкой. И не раз еще стороны будут клятвенно уверять друг друга в верности интеграционному союзническому долгу.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.