Антимонопольщики обвиняют нефтяные компании в сговоре, в результате чего на Дальнем Востоке существенно выросли цены на бензин. Самые частые нарушители антимонопольного законодательства — «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», пишет назета «РБК-daily».
Согласно сообщению ФАС, на Дальнем Востоке и в Сибири с начала года рост цен на автомобильное топливо составил 12-20%, тогда как в других регионах стоимость повысилась на 8-9%. В ряде случаев антимонопольными органами были выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов.
Так, по итогам проверки органами ФАС и УВД Хабаровского края было возбуждено дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Хабаровскнефтепродукт», входящего в группу НК «Альянс» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», являющегося «дочкой» «Роснефти», в части антиконкурентных согласованных действий. Нарушителями антимонопольного законодательства также были признаны три хозяйствующих субъекта в Камчатском крае, установивших одновременно цены на бензин АИ-92 в размере 35 руб. за литр. Органы ФАС выявили, что повышение стоимости бензина привело к дополнительной прибыли.
В «Роснефти» пока не признают предъявленных ФАС России претензий. «Мы никогда не участвовали и не участвуем в ценовых сговорах, мы действуем в соответствии с российским законодательством», — отметил «РБК-daily» начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов, добавив при этом, что компания намерена сначала изучить документы антимонопольных органов, а потом на них реагировать.
Штрафные санкции, как отмечает издание, являются суровыми даже для бюджетов российских нефтегигантов. В соответствии с антимонопольными предписаниями штраф за картельный сговор составляет 4% годовой выручки компании. На Западе антимонопольные санкции еще суровее, по словам Анатолия Голомолзина, и составляют 10% от суммарной выручки за год.
Даже с началом действия биржи торговли нефтепродуктами система картельных сговоров не будет полностью ликвидирована, считает директор по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павел Строков, но она позволит быстро выявить факт ценового сговора. Штрафы и биржевые торги как способ борьбы с ВИНК на данный момент являются малоэффективными, полагает Дмитрий Александров из ИК «Файненшл Бридж», поскольку розничный рынок нефтепродуктов полностью зависит от оптового. «Штрафы не исправляют ситуацию олигопольного положения на рынке, а только собирают с его участников дополнительные средства в казну. Штраф воспринимается, пишет Форум МСК, участниками рынка как налог и быстро переносится на цену продукта», — уверен аналитик.