Правительство КНР поощряет фермеров к приобретению сельхозугодий за рубежом. В частности, в Украине
Не исключено, что в ближайшем будущем понятие «фермер» у нас станет синонимом китайца. Специальная государственная программа, разработанная Министерством сельского хозяйства КНР, поощряет китайские компании скупать или арендовать земли за рубежом. Власти Китая, исходя из мировых тенденций повышения цен на продовольствие, планируют расширить свои сельскохозяйственные угодья за счет других стран.
ПЕКИН УТВЕРДИЛ ЭКСПАНСИЮ
Предпочтительными направлениями сельскохозяйственной экспансии, по мнению авторов программы, являются Латинская Америка и Африка — регионы, в которых Китай уже стал одним из ведущих внешних игроков. Ранее в качестве потенциального арендодателя также рассматривалась и Россия. В частности, получили огласку планы аренды российских лесов, однако до уровня государственных программ эти инициативы не доходили ввиду негативной позиции российской стороны. Впрочем, это несущественно: интерес для Поднебесной представляет любое государство, имеющее свободные пахотные земли. В том числе страны Центральной Азии и Восточной Европы, которые из-за трудовой миграции ощущают все более острый дефицит рабочей силы. И в немалой степени это касается Украины. Тем более, пример северного соседа перед глазами: российские миграционные службы и налоговики даже приблизительно не могут назвать количество китайских сельхозрабочих на просторах от Сибири до Черного моря.
Инициатива Пекина обусловлена сильнейшей диспропорцией в количестве пахотных земель и фермеров. Китай располагает 9% мировых земель сельхозназначения. При этом их обрабатывают 40% от общего числа крестьян планеты. Кроме того, за счет такого «аутсорсинга» Китай хочет застраховаться от возможного дефицита продовольствия, связанного с его подорожанием и пересмотром квот ведущих экспортеров.
О размахе этой экспансии после одобрения на государственном уровне остается только гадать. Таким образом, Пекин пытается убить сразу двух зайцев: обеспечить продовольственную безопасность стране и рабочие места некоторому числу граждан. Но выходцы из Поднебесной, как правило, сохраняют лояльность исторической родине, и такое «великое переселение» в целом будет служить усилению как культурного, так и политического влияния Пекина в мире.
В перспективе эта схема может привести к тому, что из экспортера сельхозпродукции Китай войдет в число ее основных покупателей. Эта тенденция прослеживается уже сейчас. По данным газеты The Financial Times, в прошлом году Китай импортировал 60% всей потребляемой в стране сои, а сейчас ведет активные переговоры с Бразилией о покупке земель под соевые культуры.
Впрочем, несмотря на размах, Китай не является первопроходцем в области «офшорного» земледелия в Украине. Ливия уже не первый год ведет переговоры с Киевом об аренде земель сельхозназначения. В последний раз этот вопрос обсуждался во время визита в Триполи Виктора Ющенко. СМИ Джамахирии растиражировали его заявление о том, что договоренность достигнута, и в обмен Ливия предлагает участие в строительных и газовых контрактах. В то же время в Украине эти слова практически не привлекли внимания.
ЗЕМЛЯ КАК ДЕПОЗИТ
Арабские страны, являющиеся крупнейшими импортерами продовольствия, в частности, Алжир, Катар, Кувейт, давно конкурируют за земли в Африке. Стремление Ливии получить землю в аренду (либо же в собственность) на европейском континенте может быть продиктовано в том числе сложностями, которые возникли в ходе этой конкурентной борьбы. Стоит отметить, что выбор Украины в качестве агрохозяйственного плацдарма был сделан еще в 2003 году. Именно тогда по результатам визита Президента Украины Леонида Кучмы в Ливию было впервые заявлено о намерении создать СП по выращиванию, хранению и транспортировке зерновых. С ливийской стороны в этом проекте должна была принимать участие Libyan Arab Foreign Investment Company (Lafico), основанная в 1981 году Ливийским арабским зарубежным банком (Libyan Arab Foreign Bank, LAFB), который является подразделением Центробанка страны. В мае 2004 года делегация Lafico провела «турне» по областям Украины — Донецкой, Луганской, Житомирской, Полтавской и Винницкой — с целью выбора подходящих участков. Кроме того, представители ливийского дипкорпуса заявляли о проведении предварительных переговоров с руководством Киевской области, которое также обещало помочь с выделением пахотных полей в аренду. Предполагалось, что ливийцы получат в аренду около 100 тыс. га земель. Однако далее подобных деклараций о намерениях аграрное сотрудничество двух стран так и не пошло, по крайней мере, о создании СП впоследствии так и не было заявлено. Несмотря на политические перипетии, которые захлестывают Украину с 2004 года, власти регулярно вспоминают о «ста тысячах гектаров» на тех или иных встречах с ливийцами. Их настойчивость вполне объяснима: Ливия вынуждена ежегодно импортировать около 1 млн. т только пшеницы и заинтересована любым доступным способом обеспечить себе долгосрочные поставки.
В то время как Украина развязывала клубок политических противоречий, компания Lafico в 2005 году была реорганизована в Libyan Foreign Investment Company (LFIC). Сейчас в ее управлении находятся проекты общей стоимостью $ 2 млрд., среди которых преобладают объекты недвижимости (преимущественно коммерческой) в Алжире, Египте, Иордании, Тунисе, Великобритании, на Мальте и т.д. Еще одним агентом финансовой экспансии Ливии на зарубежных рынках капитала является Libyan Africa Investment Fund (LAIF) с уставным капиталом в сумме $ 5 млрд. Данный фонд находится под управлением Libyan Arab Foreign Bank и работает в 19 странах. По мнению экспертов, LAIF начал переориентировать свою деятельность с общеафриканского направления на североафриканское и на внутриливийское.
На территории стран бывшего СССР фонд отметился одной масштабной инициативой в России. Так LAIF в апреле стал одним из подписантов Меморандума о взаимопонимании с российским «Газпромом» и ливийской National Oil Corporation (NOC) о развитии добычи углеводородов. Буквально за день до обнародования этой сделки состоялась встреча Президента Украины Виктора Ющенко и ливийского лидера Муаммара Каддафи. По ее результатам среди прочих документов было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Украиной и Ливией. Виктор Ющенко, продолжая давнюю традицию обещаний, заявил, что Украина постарается сделать все возможное для реализации проекта, согласно которому Ливия хочет получить 100 тыс. га на территории нашей страны для выращивания зерновых культур. При этом члены украинской делегации заявили о планах по созданию ливийско-украинского инвестиционного фонда, который должен стать участником совместного консорциума. Вероятно, в этом контексте говорится о LAIF, открытие подразделения которого в Киеве было запланировано на май.
Даже наличие столь влиятельных ливийских финансовых структур и готовности украинских бизнесменов вряд ли можно считать гарантией реализации намеченных целей. Помешать этому могут те же причины, которые тормозили приход ливийских «латифундистов» в Украину последние четыре года. Во-первых, препятствием является непоследовательная политика нашей страны относительно заключения долгосрочных межгосударственных контрактов на экспорт зерна в Ливию. Во-вторых, при ажиотажном спросе на сельхозземли со стороны местных производителей и рекордном росте стоимости пресловутых соток, отечественные землевладельцы попросту не могут сложить себе цену.
Впрочем, оформление земельных отношений между Украиной и Ливией может усложняться не только такими исключительно «техническими» вопросами. Приобретение или аренда земли госкомпаниями другой страны может служить определенным «депозитом» для торгово-экономических отношений, не только в прямом, но и в переносном смысле. Выступая гарантом продбезопасности для другого государства, Украина, если правильно рассчитает свои силы, может получить достаточно прочную основу для развития рисковых проектов в сфере добычи углеводородов и поставок военной техники. Однако такие отношения потребуют особой открытости от обеих сторон.
В целом, сейчас в условиях серого рынка земли ни у одной страны (компании) нет препятствий для скупки украинских земель. Более того, исходя из нынешних мировых реалий — этот процесс, пожалуй, становится просто необратимым. Тем более что государство не хочет не только препятствовать этому процессу, но даже не желает перевести его в более или менее цивилизованное русло.