Главная » Компании » Человеческая ставка «АвтоВАЗа»

Человеческая ставка «АвтоВАЗа»

На «АвтоВАЗе» возможны серьезные сокращения персонала. Информация об этом просочилась в СМИ с совещания в правительстве Самарской области, посвященного ситуации на автозаводе. Руководство предприятия слухи о массовых увольнениях опровергает.

О том, что крупнейший российский автозавод хочет сократить почти треть рабочих, руководители предприятия, по некоторым данным, сообщили своим партнерам, а также самарским чиновникам. Такая перспектива ни у кого не вызывает восторга – смежники понимают, что их бизнес серьезно пострадает от сокращения производства на тольяттинском автозаводе, а властям придется как-то решать судьбу 25 тысяч потенциальных безработных.

Как только информация о массовых увольнениях появилась в СМИ, руководство «АвтоВАЗа» поспешило выступить с опровержением. «Исполняющий обязанности президента ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров не сообщал губернатору Самарской области Владимиру Артякову и членам областного правительства о каких-либо намерениях компании сократить персонал автозавода. Была подтверждена приверженность руководства ОАО «АвтоВАЗ» сохранить в нынешних условиях трудовой коллектив», — говорится в заявлении завода.

Министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин пояснил, что во время совещания «были найдены компромиссные решения».

Тем не менее, как признают местные власти, самарской службе занятости уже дано поручение подумать о будущем сотрудников завода. Представители профсоюза завода, в свою очередь, говорят, что «АвтоВАЗ» попросил правительство Самарской области помочь в трудоустройстве 20-25 тыс. рабочих. Правда, официально это объясняется переходом с 1 сентября на неполную рабочую неделю (20 часов) и одну восьмичасовую смену. Соответственно, упадут и зарплаты. Поэтому без сторонних приработков рабочим не обойтись.

Отметим, что в проблемах «АвтоВАЗа» виноват не только кризис — россияне уже давно по мере возможности предпочитают покупать иномарки, в том числе российской сборки. «Мнение рынка на этот счет известно: «АвтоВАЗ» выпускает абсолютно неконкурентную продукцию», — категоричны аналитики компании «Галлион Капитал».

За последние годы перед тольяттинским заводом открывалось множество возможностей. Сначала «АвтоВАЗ» вступил в альянс с General Motors — было налажено совместное производство автомобилей. Затем у предприятия появились крупные собственники — по 25 % акций получили французский Renault, российский инвестбанк «Тройка Диалог» и крупнейшая госкорпорация «Ростехнологии». Наконец, «АвтоВАЗ» получил от правительства фактически в подарок 25 млрд руб.

Однако российский автогигант, похоже, не смог или не захотел использовать ни один шанс, и шаг за шагом проигрывал доли рынка иностранным конкурентам, которые буквально за несколько лет построили новые заводы и стали завоевывать российских покупателей выгодными кредитными программами, сервисом и качеством сборки.

В итоге сейчас кредиторская задолженность завода превышает 50 млрд руб. Убытки в 2008 году составили 25 млрд руб., а в первом полугодии 2009 года ожидается около 10 млрд руб. (цифры по международным стандартам финансовой отчетности). Объем производства, по прогнозам руководства компании, может сократиться почти в 3 раза – завод планирует выпустить 332 тыс. автомобилей и машинокомплектов против 943 тыс. автомобилей и машинокомплектов в 2008 году (примерно такие же темпы падения в первом полугодии 2009 года – 139,4 тыс. машин против 384,5 тыс. за аналогичный период 2008-го).

На фоне столь впечатляющих цифр становится вполне понятно, почему менеджмент предприятия думает о сокращениях. Аналитики уверены, что «АвтоВАЗу» не обойтись без увольнения хотя бы 10-15% сотрудников. «Сокращение штата сотрудников на 25 % выглядит, по нашему мнению, оправданным, и может позволить снизить размер убытков по итогам года», — отмечается в комментарии «Финама».

Однако эксперты уверены, что для принятия такого решения политической воли не хватит ни у собственников, ни у менеджмента предприятия. За ситуацией на «АвтоВАЗе» тщательно наблюдает премьер-министр Владимир Путин, и вряд ли руководство завода отважится на хирургическое вмешательство ради спасения жизни.

«Хотя «АвтоВАЗ» и отрицает сообщения о готовящихся увольнениях, мы думаем, что у компании остается не так много возможностей в текущей ситуации», — пишут аналитики ВТБ-Капитал, объясняя, что главная причина возможных сокращений – 59%-ное сокращение производства в 2009 году. Эксперты отмечают, что «лишний» персонал – это гиря на шее завода, однако считают, что вероятность масштабных сокращений невелика. «Государство сделает все возможное, чтобы избежать сокращений и может предоставить дополнительную финансовую помощь к уже выделенным 25 миллиардам рублей», — считают эксперты ВТБ-Капитала.

Отметим, что «АвтоВАЗ» не одинок в своих проблемах. С осени 2008 по весну 2009 года на Горьковском автозаводе были уволены более 31 тыс. человек, и нижегородское власти утверждают, что могут быть сокращены еще около 7 тыс. работников «ГАЗа». С другой стороны, автозаводы иностранных компаний – Ford, Toyota, General Motors (где численность персонала в разы меньше раздутых штатов российских сборочных производств) — хотя и не увольняют работников, но сокращают рабочие смены, вводят четырехдневку, уходят на многонедельные каникулы. Это фактически равнозначно статусу «безработный» — люди предпочитают уходить с проблемных предприятий и искать новую работу, чем получать 2/3 от оклада без премий и надбавок.

По прогнозам, осенью безработица будет только расти. Прежде всего, сокращать работников будут вынуждены крупные компании, которым нужно расплачиваться с банками, что очень сложно в условиях стремительно падающего спроса. Пока аналитики ждут удвоения безработицы в 2009 году — до 11-12% (в 2008 году — 6,4 %). Однако этот прогноз может измениться в худшую сторону.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.