Цены на «черное золото» бьют новые рекорды почти каждый день. Но 21 мая произошло историческое событие — баррель американской нефти WTI впервые преодолел немыслимый прежде рубеж в 0. Как предсказывают эксперты, рост нефтяных цен может продолжиться до неимоверных высот. Для России, крупнейшего мирового экспортера нефти, подобное развитие событий обернется еще большим увеличением доходов. Но цены на топливо продолжат расти и внутри России. Действенных рыночных механизмов для их сдерживания нет.
Основные причины немыслимого роста цен на «черное золото» не раз были перечислены. Это прежде всего постоянно увеличивающийся спрос на топливо. Несмотря на то, что темпы роста американской экономики замедляются, спрос продолжает расти за счет бурно развивающихся стран Азии. Вдобавок к этому, из-за высокого спроса на сырье и падающего доллара спекулянты «надули пузырь» на товарных рынках, резко увеличив вложения в нефть, золото и другие сырьевые активы. За последние два года инвестиции в них на мировых рынках выросли с $70 млрд до $235 млрд.
Наиболее прозорливый в предсказаниях цен на нефть мировой инвестиционный банк Goldman Sachs поднял 16 мая свой прогноз цены на «черное золото» во втором полугодии 2008 года со $107 за баррель до $141 за баррель. В начале же этого месяца аналитик Goldman Sachs Арджун Мурти предположил, что в 2009-10 годах нефть может достичь $150-200 за баррель. Впрочем, после столь стремительной накачки, «пузырь» нефтяных цен должен будет сильно «сдуться».
Пока же страны-экспортеры нефти просто купаются в потоке нефтедолларов. При нынешних экспортных ценах на отечественную нефть Urals, превысивших в этом году $100 за баррель, Россия ежедневно получает от экспорта углеводородов около $1 млрд.
Общемировой рост цен на нефть объективно приводит к росту цен на топливо для российских потребителей. Их, конечно, можно пытаться успокоить тем, что в то время, как цена на Urals за последние 12 месяцев выросла на целых 65%, рост цен на розничный бензин в России составил только около 20%. Другими словами, рост мировых цен на нефть, безусловно, давит на внутрироссийские цены на топливо, но эта связь не прямо пропорциональна.
Однако российских автолюбителей до глубины души возмущает факт, что бензин в России, где нефти «просто залейся», стоит ровно столько же, сколько в СШA, крупнейшем мировом импортере «черного золота». Так, во время последнего майского скачка мировых цен на нефть средняя цена стандартного бензина на бензоколонках в США достигла $3,80 за галлон (т.е. $1, или 23,75 рубля, за 1 литр). В России же в это время средняя розничная цена на бензин АИ- 92 достигла — 22,50 рубля, а на АИ-95 — 23,54 рубля.
При этом на внутреннем рынке российская нефть не облагается гигантскими экспортными пошлинами и продается примерно на 40% дешевле. На вопрос, почему же бензин в России такой дорогой, как от самих нефтяников, так и от отраслевых экспертов, следуют маловразумительные ответы, которые можно объяснить только монополизмом, господствующем на внутреннем нефтяном и бензиновом рынке. В качестве причин приводятся недостаток нефтеперерабатывающих мощностей, необходимость компенсировать потери от продажи дешевого мазута государству и даже высокие пошлины на экспортируемую нефть. Поэтому уже сейчас рост цен на бензин в 2008 году прогнозируется на уровне 20-30%. Причем, произойти этот скачок может уже в течение летнего автомобильного сезона — к началу осени. В ноябре же спрос на бензин существенно падает. После чего российские нефтянки, как правило, «замораживают» находящиеся на своем пике цены на бензин — до следующей весны.
Российские власти, в свою очередь, не первый год озабочены другим — почему цена на отечественную экспортную нефть Urals устанавливается автоматически как дисконт к североморскому сорту нефти Brent. Более двух лет они вынашивают планы создания в России нефтяной биржи для международных трейдеров и продавцов нефти из России с целью установления самостоятельного ценообразования на российскую экспортную нефть. Видимо, по расчетам российского правительства, продавать отечественную нефть через эту биржу на Запад и Восток можно будет с еще большей выгодой.
Правда, как по мановению какого-то злого волшебника, пока все планы организовать в России международные биржевые торги отечественной нефтью, в конечном счете, оборачиваются робкими попытками организовать биржевую торговлю нефтепродуктами внутри России. Так, с начала марта на бирже «Санкт-Петербург» в экспериментальном порядке ведутся торги нефтепродуктами. Однако количество сделок и их объем на этой площадке ничтожен.
28-го же апреля была учреждена «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (МТСБ), которая должна начать полноценную работу к концу 2008 года. Главной сенсацией на этом мероприятии стало заявления руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимира Миловидова, что создаваемая биржа в обозримом будущем будет нефтепродуктовой, нацеленной на внутренний рынок, и что на сегодняшний день участие иностранцев в ней не требуется.
Впрочем, нет никакой уверенности, что на МТСБ удастся добиться серьезного объема торгов даже нефтепродуктами, произведенными в России. Провал либеральных попыток ввести прозрачное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России объясняется тем, что этот рынок давно поделен, т.е. монополизирован, несколькими крупными вертикально интегрированными компаниями (которые контролируют и добычу, и НПЗ, и сети АЗС). Эти компании давно наладили сбыт своей продукции как на розничном, так и на оптовом рынках; их контрактные обязательства расписаны на долгое время вперед; и они абсолютно не заинтересованы открытых биржевых торгах.
По иронии судьбы, либерально настроенные экономисты считают, что кардинально изменить ситуацию можно только в административном порядке: например, обязать проводить все госзакупки нефтепродуктов (35% внутреннего рынка) только через биржу и дать госрезерву право не только закупать сырье, но и продавать его на бирже, таким образом, влияя на цены.
Впрочем, возможно, что нынешняя ситуация имеет и определенные плюсы. Из-за отсутствия нефтяной биржи в России внутренние цены на «черное золото» остаются существенно ниже общемировых. Невозможна (пока) и спекулятивная игра нефтяными контрактами с целью вздувания «пузыря», как это происходит сейчас на мировых сырьевых рынках.