Ведущие мировые автопроизводители подписали соглашение, цель которого — убедить правительства разных стран и энергетические компании разработать глобальную общедоступную и экономичную инфраструктуру водородных заправочных станций. С 200 АЗС на сегодня их количество может возрасти в тысячи раз.
Соглашение подписали Kia Motors, Daimler AG, Ford Motor, General Motors/Opel, Honda Motor, объединение Renault SA и Nissan Motor, Toyota Motor и Hyundai Motor. «Соглашение адресовано всем нефтяным и энергетическим компаниям, а также государственным организациям и говорит о необходимости создания широкой сети водородных заправок уже к 2015 году», — отмечается в пресс-релизе компании Hyundai.
Hyundai Motor в соответствии с программой производства электромобилей на топливных элементах планирует начать производство таких машин уже в 2012 году. Также Hyundai планирует к 2010 году увеличить свой демонстрационный парк электромобилей до 200 машин, включая кроссоверы и городские автобусы.В совместном заявлении автопроизводителей говорится о необходимости создания широкой сети водородных заправок уже к 2015 году. На данный момент их насчитывается во всем мире всего около 200. Строительство инфраструктуры таких заправок должно начаться в Европе с самой «автомобилизированной» страны — Германии, и распространиться от крупных городов в регионы. За этим должна последовать разработка похожих концепций для вывода на рынок водородных автомобилей и в других странах, включая США, Японию и Корею.
Десять ведущих производителей обещают, что ближе к 2015 году они будут способны производить несколько сотен тысяч электроводородных автомобилей в год. Пока же к самым известным моделям относятся Merсedes F-Cell, Toyota Higlander FCHV и Opel Hydrogen4, но их стоимость высока и фактически это только прототипы. А, например, Honda предлагает модель FCX в США частным клиентам в лизинг.
В России водородная тематика является в основном предметом опеки ряда добровольных обществ и фондов. «Я видел сообщение о подписание этого соглашения. И мы со своей стороны всячески поддерживаем проекты, связанные с разработкой и внедрением водородных технологий. В России пока нет ни одной водородной автозаправки, а первая должна появиться ко времени проведения Олимпиады в Сочи, — прокомментировал BFM.ru эту новость вице-президент Национальной ассоциации водородной энергетики Александр Раменский. — Мы надеемся, что организаторы выполнят свое обещание, и такая станция будет запущены». Впрочем, реальность этого проекта сейчас под вопросом.
Эксперт напомнил, что Россия в свое время была одной из передовых стран в освоении водорода в энергетических целях. Так, во время Ленинградской блокады на его использование были переключены все аэростатные лебедки. Эта технология использовалась и в ПВО Москвы. Тогда же водород впервые показал свое преимущество в качестве автомобильного топлива, и за все время войны из-за утечек водорода взорвалась всего одна машина из 500.
Позднее при реализации программ создания ракетно-космических комплексов Н-1 и «Энергия-Буран» была создана мощная водородная инфраструктура, но, по словам г-на Раменского, она не подходит для развития водородных автомобильных заправок. А разработки, где водород использовался в качестве добавки к бензину или газу на существующих городских автомобилях с двигателем внутреннего сгорания, были осуществлены еще в 1970-ые годы.
При реализации программ создания ракетно-космических комплексов Н-1 и «Энергия-Буран», авиационного комплекса ТУ-155 в СССР было создано оборудование для криогенных систем топливообеспечения: эффективные ожижители водорода с энергозатратами около 22 кВт • ч/кг H2, автомобильные цистерны объемом до 45 м3 с суточными потерями от 1,2 до 0,8% и железнодорожные цистерны объемом до 100 м3 с суточными потерями около 0,5%, хранилища жидкого водорода объемом от 5 до 1400 м3 с суточными потерями 2,2-0,13% объема хранимого водорода, криогенные трубопроводы диаметром до 400 мм и длиной до 1 км, дистанционно управляемая арматура, высокоэффективные теплообменные аппараты, машинное оборудование (компрессоры, вакуумные насосы и др.), контрольно-измерительные приборы и средства обеспечения безопасности (НПО «Криогенмаш», КБОМ им. В.П. Бармина, ЦИАМ им. П.И. Баранова, АНТК им. А.Н. Туполева, НПО «Энергия», ГИАП и многие другие организации).
По мнению специалиста, эти разработки можно использовать и теперь. Однако решение вопроса во многом зависит от того, будет ли принята государственная программа НИОКР в области водородной энергетики и технологии и обеспечена ее финансовая поддержка в необходимом объеме.
«За время развала 1990-х мы достаточно сильно отстали в использовании водорода в автомобильной технике. И понятно почему, так как нам бы распродать то, что есть, то есть углеводороды. Но сейчас есть целый ряд стран, например, Индия и Корея, которые к водороду не имели никакого отношения, а сейчас активно развивают это направление. И у нас с нашей научной базой есть все возможности, чтобы наверстать упущенное. И вообще надо часть доходов с того, что мы качаем из земли, направлять в будущее энергетики», — считает Александр Раменский.
Г-н Раменский напомнил, что специалистами ряда российских научных центров (НАВЭ и МЭИ) уже создана оригинальная аппаратура для перевода автомобиля «Газель» на бензоводородные топливные композиции. В 2006 году такие машины совершили успешный испытательный пробег на расстояние более 2200 км, продемонстрировав высокие эксплуатационные характеристики. Так, средний расход водорода в режиме городской эксплуатации составил 1,39 кг/100 км, а при загородном режиме — 0,138 кг/100 км. (Расход бензина — 13,1 кг/100 км.)
«ВАЗ уже выпустил «Антел-1» и «Антел-2». Конечно, эти машины не смогут конкурировать с западными моделями. Но дело не в ВАЗе как таковом, так как для такого автомобиля прежде всего нужны комплектующие.Так, у нас есть топливные элементы, но их делают военные небольшими партиями, и они предназначены для совершенно другого применения. Поэтому если будут нормальные комплектующие, то у нас тоже вполне смогут выпускать такие модели, — сказал эксперт. — В рамках водородного автомобилестроения существует много направлений и пока не ясно, какое из них окажется магистральным. GM обещает выпустить водородный автомобиль на топливных элементах в 2015 году, а BMW работает над роторно-поршневым двигателем, но нельзя сказать, что все вопросы у этих фирм решены. Поэтому пока не ясно, кто будет лидировать в будущем».
Терпящий кризис концерн General Motors в рамках иccлeдoвaтeльcкой пpoгpaммы «HydroGen4», в которой участвует 10 фирм, также создал пepвые пpoтoтипы мoдeлeй c двигaтeлями нa вoдopoдныx тoпливныx элeмeнтax. Дaннaя cиcтeмa cocтoит из 440 тoпливныx элeмeнтoв, в кoтopыx вoдopoд coeдиняeтcя c киcлopoдoм, а выcвoбoждaющаяся от окисления энepгия пpeвpaщaeтcя в элeктpичecкую. Пpoцecc экoлoгичecки чиcт — выдeляeтcя тoлькo вoдянoй пap. Moщнocть вoдopoднoгo двигaтeля cocтaвляeт 100 л.c., a мaкcимaльнaя cкopocть тecтoвoгo aвтoмoбиля — 160 км/ч. Kapбoнoвый бaк вмeщaeт 4,2 кг вoдopoдa, кoтopoгo дocтaтoчнo нa 320 км пути. B cлучae удaчныx иcпытaний, General Motors вмecтe c Opel плaниpуeт нaчaть пpoизвoдcтвo пoдoбныx aвтoмoбилeй для Eвpocoюзa.