Исследователь нефтяного рынка доктор Мамду Саламех (Mamdouh Salameh), сотрудничающий со Всемирным банком и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), заявил в воскресенье Independent, что, если бы не иракская война, то цена нефти была бы сегодня не выше 40 долларов за баррель, что почти в три раза ниже рекордного уровня в 135 долларов за баррель, достигнутого на прошлой неделе.
Партнеры
Он выступал после того, как по итогам 13 дней постоянного роста цены на нефть установили новый рекорд. В настоящее время они в шесть раз выше, чем в 2002 г. — а даже во время «нефтяного шока» 1973-74 гг., которым завершился длительный послевоенный бум, повышение было всего четырехкратным.
По прогнозу Goldman Sachs, сделанному на прошлой неделе, в течение следующего года цены на нефть могут подняться до беспрецедентного уровня в 200 долларов за баррель, а мир свыкается с мыслью о том, что эпоха дешевой нефти прошла, и это окажет большое влияние на его будущее.
Доктор Саламех, директор британской Службы консалтинга по вопросам нефтяного рынка (Oil Market Consultancy Service) и авторитетный специалист по нефти Ирака, говорит, что это единственная из крупнейших нефтедобывающих стран, обладающая достаточными запасами для значительного увеличения уровня добычи.
По его словам, в еще восьми странах — США, Канаде, Иране, Индонезии, России, Британии, Норвегии и Мексике — уровень добычи достиг пиковой отметки, в то время, как две остальные — Китай и Саудовская Аравия — приближаются к точке спада. До начала войны режим Саддама Хусейна качал около 3,5 миллионов баррелей в день, но теперь уровень добычи сократился до 2 миллионов баррелей.
В апреле д-р Саламех сообщил межпартийной парламентской группе по изучению предельных возможностей нефтедобычи, что за три года до войны Ирак предлагал Соединенным Штатам сделку, которая позволила бы открыть 10 новых гигантских нефтяных месторождений на «щедрых» условиях в обмен на снятие санкций. «Это почти наверняка предотвратило бы резкое повышение цен на нефть, — говорит он. — Но у США была другая идея. Они планировали оккупировать Ирак и забрать себе его нефть».
Говорит Крис Скребовски (Chris Skrebowski), редактор Petroleum Review: «На мировом нефтяном рынке есть много „если“. Это одно из самых больших, но есть и другие. Если бы в Ираке была гражданская война, то нефти добывалось бы еще меньше».
Дэвид Страхан: Что будет потом? Мнение эксперта
Оставаясь на уровне 86 миллионов баррелей в день, глобальная добыча нефти, по сути, стагнирует с 2005 года, несмотря на высокий спрос. Это говорит о том, что уровень добычи уже достиг предельных возможностей.
Возможно, рецессия на Западе не замедлит рост цен. Нарастает спрос со стороны таких стран, как Китай, Россия и государства-члены ОПЕК, где потребители защищены от роста цен мощными субсидиями. Возможных сценариев несколько:
Падение цен на нефть.
Субсидии на топливо могут быть неожиданно отменены, что нанесет удар по спросу. Издержки уже вынудили Малайзию, Индонезию и Тайвань сократить эти субсидии, но у Китая денег достаточно. У стран ОПЕК нет причин отменять субсидии; по мере роста цен они богатеют. Перспектива: очень маловероятна.
В Ираке устанавливается мир, после долгих споров принимается закон о нефти, и международные компании начинают разрабатывать крупнейшие в мире нетронутые месторождения. Перспектива: практически невероятна.
Цены на нефть стабилизируются или останавливаются на приемлемом уровне
Глубокая рецессия на Западе могла бы сократить потребление достаточно сильно для того, чтобы сбалансировать рост в развивающихся странах и странах ОПЕК или даже охватить и их, смягчая рост цен. Перспектива: маловероятна в краткосрочном плане.
Цены на нефть резко повышаются
Добыча нефти в России снижается; Саудовская Аравия отложила на полку планы расширения производственных мощностей, а советники правительства Нигерии прогнозируют, что к 2015 г. уровень добычи упадет на 30 процентов. Подобных новостей все больше, ждите нефть по 200 долларов за баррель. Перспектива: вероятна.
Крупные производители будет направлять все большую долю добываемой нефти на внутренний рынок. Ожидается, что экспорт из стран ОПЕК, России и Мексики сократится, что приведет к росту цены на нефть до 200 долларов за баррель. Перспектива: очень вероятна.
Дэвид Страхан — автор книги «Последний нефтяной шок» («The Last Oil Shock»), John Murray, lastoilshock.com
Пик нефтедобычи
После полуторавекового роста эпоха нефти начинает приближаться к концу. «Пик нефтедобычи» — распространенный термин, описывающий прекращение увеличения добычи и начало снижения. В этот момент прежде постоянно расширявшиеся и дешевые поставки ресурса, от которого зависят все современные экономики, начинают сокращаться и дорожать, что может повлечь за собой разрушительные последствия.
Пессимисты считают, что пик нефтедобычи уже пройден. Оптимисты говорят, что до него остается около 20 лет — и это дало бы нам некоторое время на подготовку — но сегодня они избегают громогласных заявлений. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство, бывшее прежде в числе оптимистов, заявило, что оно, возможно, переоценило будущий объем добычи. Крис Скребовски, редактор «Petroleum Review», сам некогда бывший оптимистом, считает, что мир сегодня находится «на подступах» к пику нефтедобычи. В ближайшие несколько лет цены могут несколько замедлить свой рост, но тогда настанет реальный крах. Какой будет цена? «Загадайте число!»
Путешествия
Нефть обеспечивает 95 процентов энергии, используемой на транспорте, поэтому здесь удар будет тяжелым и скорым. Люди, скорее всего, продолжат использовать свои машины, но первыми, как ожидается, пострадают авиакомпании. В четверг глава British Airways Вилли Уолш (Willie Walsh) объявил о конце эпохи дешевых перелетов, а это, возможно, означает, что те борцы с глобальным потеплением, которые сделали их своей главной мишенью, надрывались не зря.
В этом году не менее трех авиаперевозчиков потерпели убытки. На прошлой неделе авиакомпания American Airlines заявила, что она сокращает число маршрутов, временно увольняет сотрудников и облагает своих американских пассажиров пошлиной в 15 долларов за регистрацию багажа, поскольку расходы на топливо увеличились на 3 млрд. долларов. Даже глава Ryanair Майкл О'Лири говорит, что цены на нефть „действительно кусаются“. В четверг аналитики Credit Suisse заявили, что акции его компании пойдут резко вниз, если цена на нефть повысится еще немного, до 140 долларов за баррель.
Автомобили
Говорят, что самые большие в мире залежи нефти лежат под Детройтом. Пробег американских машин составляет в среднем 25 миль на галлон. Заметное повышение экономичности сделало бы больше для облегчения нефтяного кризиса, чем любое из вероятных новых открытий. Но новые показатели, одобренные недавно Конгрессом, улучшат среднее значение лишь до 35 м/г — Китаем этот уровень уже достигнут. В Европе дела обстоят лучше, хотя и недостаточно хорошо — 44 м/г.
Рост цен на нефть уже начинает стимулировать перемены. Продажи полноприводных машин резко падают и в США и в Великобритании, а автомобилей с гибридным приводом — которые дают 60 м/г — взмывают вверх. По мере роста цен производители возвращаются к давно заготовленным планам создания более экономичных машин. Гибриды „с подзарядкой“, которые заряжаются за ночь, экономят еще 45 процентов потребления нефти. Следующая цель — „гиперкар“, сделанный из прочного, легкого пластика, который может пересечь все США на одном баке горючего.
Дома
Правительство объявило, что к 2016 г. все новые дома, строящиеся в Великобритании, должны будут не использовать органические виды топлива и, тем самым, не выбрасывать в воздух углекислый газ. Строительные компании усиленно стремятся к достижению этой цели. В настоящее время этот стандарт может быть достигнут только с большими издержками, но в отрасли уверены, что с приходом массового производства издержки будут сокращены. Еще важнее адаптировать имеющиеся дома.
Ключевым шагом является суперизоляция домов, чтобы максимально повысить энергосбережение — и лишь после этого переходить к возобновляемым источникам энергии. Фаворитами здесь являются солнечные водонагреватели, тепловые насосы, использующие теплоту грунта, и бойлеры, работающие на топливных гранулах. Ветряки на крышах домов пока еще работают недостаточно хорошо. Фотоэлектрические панели, производящие электричество из солнечного света, дороги, но их цена должна снизиться. Британия отстает от других стран. Резкий рост цен на энергоносители должен всех встряхнуть.
Потребление
По сути, практически все в той или иной мере сделано из нефти, и поэтому должно подорожать. В США для производства одной калории продовольствия сжигается около 10 калорий нефти, а на то, чтобы вырастить одну корову и вывести ее на рынок, нужно столько же энергии, как на поездку на машине из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. На производство одного грамма микрочипов нужно около 630 грамм топлива.
Когда все узнают о „пищевых милях“ (расстоянии от мест производства продуктов до мест потребления) и садоводах, которые сегодня воплощают в жизнь лозунг „Копай ради победы“, в мейнстрим войдет культ местных, сезонных продуктов. Это плохая новость для зарубежных сельскохозяйственных производителей, которые поставляют нам 95 процентов наших фруктов и половину овощей. Поездки в загородный супермаркет будут казаться чем-то экстравагантным. Начнется возрождение уличных лавочек и рост популярности продовольственных интернет-магазинов, и вскоре мы будем есть собственноручно выращенные помидоры.
Третий мир
По бедным странам и их жителям будет нанесен разрушительный двойной удар — рост цен на топливо и продовольствие. В прошлом году, когда нефть стоила в два раза меньше, бедные страны от Непала до Никарагуа испытали дефицит продовольственных товаров. Резкую нехватку электроэнергии испытывает не менее 25 из 44 стран южнее Сахары.
Поскольку нефть используется в сельском хозяйстве, рост ее стоимости также подстегнет цены продовольствия, в результате чего все больше людей будет страдать от голода. Хуже того, из-за дорогого бензина повысится спрос на биотопливо, производимое из кукурузы и других сельскохозяйственных культур, и беднейшие люди планеты вступят в конкуренцию за зерно с богатыми автомобилистами, в которой они не могут победить. Того количества зерна, которое нужно, чтобы только один раз заправить бак полноприводного автомобиля, хватило бы для того, чтобы кормить одного человека в течение года.
Развивающиеся экономики
Китай и Индия и другие развивающиеся экономики будут способствовать росту спроса на нефть и вести борьбу за сокращающиеся ресурсы. Это уже способствовало росту цен: на самом деле, за последние два года спрос со стороны западных стран сократился, но его с лихвой восполнили развивающиеся экономики. И у них есть деньги на это.
Пока китайские и индийские потребители защищены от последствий роста цен мощными правительственными субсидиями, а их промышленные революции и быстрый рост в значительной степени питаются нефтью. Мало что говорит о том, что повышение спроса замедлится. Кроме того, эти страны, скорее всего, продолжат освященную временем западную традицию заключать сделки со странами-экспортерами нефти и поддерживать неприятные режимы, чтобы гарантировать поставки.
Конфликт
На прошлой неделе подвергающийся нападкам критиков Гордон Браун, который, по словам его политтехнологов, „уделяет огромное внимание нефти“, начал искать виноватого. 'Возмутительно, — заявил он, — что 40 процентов нефти контролируется странами ОПЕК, и что их решения могут ограничить поставки нефти всему остальному миру.
Кто-то должен сказать Брауну, что ему следует винить геологию — или Бога — и что по достижении пика добычи страны ОПЕК просто не смогут качать больше. Но он не одинок; четыре американских сенатора предупредили Саудовскую Аравию, что, если она не повысит объем добычи, то Соединенные Штаты могут перестать оказывать ее военную поддержку.
По мере сокращения поставок подобные заявления будут звучать все чаще. Три года назад авторы доклада для вооруженных сил США прогнозировали, что уровень нефтедобычи скоро достигнет пика, а число угроз безопасности возрастет. Ожидайте войн за нефть. Но, разумеется, у нас уже была одна — в Ираке.