Главная » Компании » Разыскивается ключ от энергонезависимости, или Украине не нужны $30 млрд.?

Разыскивается ключ от энергонезависимости, или Украине не нужны $30 млрд.?

По оценкам специалистов, в ближайшие 7-8 лет «на законную пенсию» выйдут несколько энергоблоков украинских АЭС. А в течение 20 лет Украине придется построить около 15 новых конструкций. Если учесть, что один энергоблок сегодня стоит порядка млрд., вопрос о целесообразности постройки реакторов собственными силами переходит из разряда риторических в экономические. Нужны ли национальной экономике млрд.?

Учитывая постоянный рост энергопотребления и старение производственных мощностей атомных станций, Украина «запаздывает» со строительством новых блоков, создавая таким образом дефицит потребления электроэнергии. Специалисты сомневаются в том, что срок эксплуатации всех украинских реакторов будет продлен еще на 15 лет. По некоторым энергоблокам существуют серьезные сомнения. Среди них — первый и второй Южноукраинской АЭС, а также первый — Запорожской. Эти энергоблоки «получат» дополнительные пять лет и к 2015-2016 годам «выйдут на законную пенсию» — дальше их эксплуатировать не получится. Опоздание со строительством новых блоков способно усугубить энергетический кризис.

Национальный проект

На сегодня складывается ситуация, когда Украина самостоятельно не может строить энергоблоки атомных реакторов. При этом возникает дилемма: бесконечно закупать «атомные изделия» у соседей или однажды потратить средства на лицензионные права и начать самостоятельное производство энергоблоков для стареющих украинских АЭС. Актуальность данной темы налицо: в ближайшее время состоится конкурс на достройку третьего и четвертого блоков на Хмельницкой АЭС. Если в договоре о закупке «изделий» будут учтены национальные интересы страны, данная сделка может стать последней (либо одной из последних): в среднесрочной перспективе Украина сможет самостоятельно обеспечивать себя реакторами, а в экономике останутся в ближайшие 20 лет останутся 30 млрд.
Если в договоре о закупке реакторов на Хмельницкую АЭС будут учтены национальные интересы страны, данная сделка может стать последней?
По словам Людвига Литвинского, директора Государственного научно-инженерного центра по контролю и аварийному реагированию, «под ключ» можно купить несколько энергоблоков, но акцент в том, что в течение ближайших 20 лет нам придется построить около 15 новых энергоблоков. Спонсировать зарубежные структуры на $30 млрд. вряд ли является разумным — гораздо рациональнее вложить эти средства в национальную экономику. Нам нужно выкупить лицензионные права на технологию и осваивать ее самостоятельно», — заявил эксперт интернет-газете «СЕЙЧАС».

Таким образом, сомнений нет — нужно разворачивать национальный проект. Тем более если это является общемировой практикой. Этот путь прошли Южная Корея, Индия, которые после освоения приобрели энергетическую независимость в атомной отрасли, в которой сейчас работают национальные проекты.

Вместе с тем эксперты говорят о том, что сейчас в один момент переориентироваться на собственное производство не получится. Необходимо пройти школу внедрения блоков на Хмельницкой АЭС. При этом, если правильно будет построена система вовлечения национальных кадров, на этом проекте можно подготовить почву, чтобы над следующим проектом работал украинский кадровый потенциал. «На Хмельницком проекте мы должны учиться самостоятельно строить реакторы. Если это произойдет, следующий шаг мы сделаем самостоятельно», — уверен Литвинский.

Векторы сотрудничества

Естественно, освоение технологии пройдет легче и быстрее, если выбор технологии пройдет в соответствии с уже имеющимися серьезными наработками. Изобретать «атомный» велосипед слишком дорого и затратно по времени. Учитывая то, что на сегодня серьезные предложения поступили только от РФ, существует большая вероятность проведения конкурса с одним участником. Однако возможность у западных компаний подать заявку еще есть. Вместе с тем, при многих недостатках сотрудничества с РФ, которая стремится всеми способами не допустить энергетической независимости Украины в любой сфере, наибольший интерес отечественные атомщики проявляют именно к российским технологиям.
Изобретать «атомный» велосипед слишком дорого и затратно по времени: наибольший интерес отечественные атомщики проявляют к российским технологиям
По словам пресс-секретаря НАЭК «Энергоатом» Илоны Заяц, какая из установок будет выбрана – не так принципиально: это установки третьего поколения, они сопоставимы по уровню безопасности. Здесь в игру вступает наличие или отсутствие у нас инфраструктуры. Т.е. начинаем ли мы с нуля или используем то, что у нас уже есть. Говоря о Хмельницкой АЭС, нелогично, чтобы на одной площадке стояли блоки разных типов реактора и работали специалисты разных квалификаций», — отметила Заяц интернет-газете «СЕЙЧАС». «Не стоит забывать, что есть бесспорные приоритеты, — говорит Литвинский. — Мы умеем проектировать, рассчитывать, эксплуатировать, регулировать безопасность, и подходим к тому, чтобы самостоятельно снимать с эксплуатации ВВЭРы. Кроме того, вся нормативная база сориентирована на реакторы этого типа. Поэтому российская версия наиболее вероятна, хотя это не исключает западной альтернативы, если предложения в инвестиционной части будут интересными».

Сейчас идет конкурсный отбор для определения потенциальных поставщиков для 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. Речь идет о завершении строительства наполовину построенного энергоблока, что и определяет тип реакторной установки. В данном случае речь идет о ВВЭР. Достраивать такой объект может взяться любая страна, которая сможет «привязать» свою установку к существующим условиям. Легче всего это сделать российской компании. Вместе с тем, кроме РФ запросы отправлены в компании Франции, Кореи и США и РФ.

По словам специалистов, цены у всех мировых производителей сопоставимы и находятся на уровне около $2 млрд. Говоря о мощности будущего реактора, нам подходят блоки в интервале 800-1,5 тыс. МВт. Реальные предложения реакторных установок находятся в интервале 1-1,2 МВт. У рассматриваемого российского ВВЭР-392 мощность 1,1 МВт. «Мы уже не успеваем вложиться в сроки, указанные в энергостратегии: реальные сроки – не ранее 2016 года. Это экспертная оценка, основанная на реальном опыте строительства ядерных установок. После Хмельницкой АЭС ближайшими кандидатами на реконструкцию станут блоки на Запорожской и Южноукраинской станциях. Однако данные проекты мы пока даже не рассматриваем: хватило бы ресурсов у государства на два хмельницких блока», — говорит Литвинский.

Россия руками Украины

Национальный проект сможет решить и кадровую проблему, которая в последнее время все более обостряется. Истоки этой проблемы – отсутствие полной загруженности в своем отечестве и кадровый голод атомной отрасли РФ, которая предлагает конкурентоспособные условия для работы украинским специалистам. «Можно сказать, что половина России строится руками Украины. На работе у российского атома находятся специалисты практически всех специальностей отрасли. В первую очередь это касается эксплуатационных кадров: как только в РФ пускается новый блок, из Украины в РФ убегает часть украинских эксплуатационников», — говорит Литвинский.
Причины кадровых проблем украинского атома — отсутствие полной загруженности в своем отечестве и кадровый голод атомной отрасли РФ
Острота проблемы определяется большими временными ресурсами для взращивания кадрового потенциала. Новый эксплуатационник «получается» не менее чем за 7 лет, научный работник – конструктор, проектант — за 15 лет. Потеря одного такого специалиста даже в масштабах Украины болезненна.

В данном случае перекладывать вину не стоит, т.к. будь у нас достойные условия и постоянная загрузка, россиянам пришлось комплектовать кадровую обойму в другой стране. Вскоре в Беларуси начнут строить новые станции, и в эту страну побегут украинские атомщики. Это естественный процесс при отсутствии реальных действий со стороны украинского государства.

***

Бесспорно, мы должны быть энергетически независимы. И россияне, и Запад заинтересованы в экспорте своей продукции и технологий на наш рынок. В Украине должна быть своя государственная политика, направленная на освоение национального рынка собственными силами – проектными, научными, производственными и строительно-монтажными. Если такой политики не будет, мы просто будем покупать готовые изделия. Стоить они будут столько же, мы никуда не уйдем от $2 млрд. за блок. Вопрос – где будут работать 30 млрд. «украинских» долларов: в Украине или за рубежом?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.