От визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Россию 22 июля многие ждали подписания новых соглашений в области военно-технического сотрудничества. Однако о таковых объявлено не было. Зато российским нефтегазовым гигантам удалось подписать с Венесуэлой ряд перспективных контрактов. Таким образом, они могут заменить американских транснациональных нефтяных гигантов, выдавленных из страны Уго Чавесом.
Колоритный президент Венесуэлы Уго Чавес неоднократно приезжал в Россию с тех пор, как занял пост президента этой страны в 1999 году. Но пока сотрудничество двух государств ограничивалось в основном продажей российских вооружений Венесуэле.
В июне этого года премьер-министр России Владимир Путин даже посетовал на это, заявив, что у нас мало взаимных инвестиций и что надо расширить партнерство с Венесуэлой, к примеру, в нефтегазовом секторе.
Это пожелание нашло прямое воплощение в ходе последней поездки Чавеса в Москву. Сразу три российские нефтегазовые компании «ЛУКОЙЛ», ТНК-BP и «Газпром» разобрали перспективные блоки для поиска нефти в бассейне реки Ориноко совместно с государственной венесуэльской компанией PDVSA. Причем все три российские компании подписали 22 июля соглашения с PDVSA в присутствии президентов двух стран: Чавеса и Дмитрия Медведева. Более того, эти проекты теперь будут вестись под их личным контролем.
«Мы не только договорились о подписании соглашений, но и условились взять под контроль реализацию проектов», — сказал за себя и за Чавеса Медведев после подписания документов. Чавес добавил, что впоследствии, возможно, будут созданы совместные предприятия, и Венесуэла и Россия вместе будут добывать и перерабатывать нефть.
Что же представляют собой соглашения, подписанные 22 июля? В первую очередь, из них видно, что каждая из российских компаний заранее нацелилась на свой блок в бассейне реки Ориноко.
«Лукойл» получил блок Хунин-3, по сути, продлив свой предыдущий трехлетний договор по нему. Согласно договору от 2005 года «ЛУКОЙЛ» совместно с PDVSA оценивал и сертифицировал запасы Хунина-3. Новое соглашение «ЛУКОЙЛА», которое действует два года с возможностью продления, предусматривает совместное исследование блока и подготовку плана его освоения. Следующим этапом должно стать создание СП для разработки месторождения. В таком случае инвестиции составят миллиарды долларов. Полученное же сырье может потом направляться на НПЗ в Италию, 49,9% которого «Лукойл» только что приобрел.
ТНК-BP подписала соглашение о совместном исследовании с PDVSA блока Аякучо-2. В октябре 2007 года по нему уже был подписан рамочный меморандум, теперь же — более конкретное соглашение. Так же, как и у «ЛУКОЙЛа», соглашение подразумевает второй этап — реализацию добытого сырья за пределами Венесуэлы.
«Газпрому» достался блок Аякучо-3. Правда, меморандум о сертификации запасов этого участка он подписал с PDVSA еще в 2005 году. До конца этого года партнеры должны завершить оценку и подсчет запасов и приступить к подготовке технико-экономического обоснования разработки участка.
Рукопожатиям и дружеским похлопываниям по плечу в ходе подписания российско-венесуэльских нефтяных соглашений не было конца. «Жду вас всех в Венесуэле», — завершил мероприятие Чавес, пожав руки руководителям «Газпрома», «ЛУКОЙЛа» и ТНК-BP.
Судить сейчас, насколько венесуэльские проекты будут успешными для российских компаний, довольно сложно. Страна, безусловно, богата нефтегазовыми ресурсами. Но все проекты, заключенные при нынешнем президенте Венесуэлы, носят политический оттенок и неясно, что с ними будет, если не будет режима Чавеса. Но в любом случае российским компаниям надо развивать экспансию за рубеж. К тому же технологии, отработанные в Венесуэле, пригодятся и в России: все блоки, полученные российскими компаниями, содержат так называемую тяжелую битумную нефть, а ее запасы велики и в России.
Политическую окраску подписанным российскими компаниями соглашениям придает и тот факт, что они приходят в Венесуэлу вскоре после ухода из этой страны американских нефтяных гигантов ExxonMobil и ConocoPhillips. В начале 2007 года Чавес подписал декрет о частичной национализации нефтяных месторождений в бассейне Ориноко: иностранные компании должны были уступить PDVSA долю не менее 60% в нефтяных проектах. ExxonMobil и ConocoPhillips не согласились с этими условиями и объявили, что не будут заключать новых договоров с Венесуэлой по разведке и добыче нефти. Правда, другие иностранные компании британская BP, французская Total, норвежская Statoil и американская Chevron с новыми условиями согласились. При нынешних ценах на нефть добывать ее выгодно и на таких условиях.
Еще одна политическая составляющая российско-венесуэльских нефтяных соглашений заключается в том, что импорт «черного золота» из Венесуэлы занимает немаловажное место в нефтяном балансе США. Из 10 млн баррелей нефти ежедневно импортируемых США 1,2 млн (т.е. 12%) приходится на сырье из Венесуэлы.