10%-е снижение мировых цен на нефть не успеет порадовать украинских водителей. «Частичная стабилизация», которой успокаивают автомобилистов, чересчур временна. В сентябре-октябре можно готовиться к очередным ценовым пикам, прогнозируют эксперты.
По всем законам экономики, на мировом рынке не должно было произойти столь серьезное повышение цен на нефть: стабилизация цен – это лишь вопрос времени, считают эксперты. Однако, учитывая то, что в сырьевые рынки вброшены большие финансовые ресурсы, мировые инвесторы по-прежнему надеются успешно спекулировать ценами на нефть.
Максимум — стабилизация
После стремительного роста в течение нескольких месяцев трейдеры и спекулянты мирового рынка энергоресурсов взяли определенную паузу. Так, во второй декаде июля цены на нефть и нефтепродукты снизились на 9-10%, достигнув минимальной отметки за последние два месяца. Основанием для этого послужило уменьшение спроса за счет потребителей, для которых высокие цены стали неподъемными. Спрос на бензин в мире падает, люди переходят на более экономичные машины, что кризисами в мировом автодроме. Понимание того, что дальнейшее взвинчивание цен может обернуться кризисом рынка, трейдеры дали возможность потребителю немного отдышаться. «Я думаю, что данный период будет временным. Более того, эра дешевых энергоресурсов давно стала историей», — считает Виталий Давий, главный редактор журнала «Альтернативное топливо».
Если эта тенденция продержится хотя бы 3-4 недели, снижение цен придет и в Украину. В этом случае розничные цены в Украине опустятся на 5-7%. «Но я в это не верю, — говорит Сергей Куюн, исполнительный директор консалтинговой компании «UPECO». – Причин для долгосрочного снижения нет». Данные колебания являются следствием «нервозности» рынка, который демонстрирует спады и подъемы. Так, в начале июня был установлен рекорд $149 за баррель, затем падение, снова взлет, за которым пришел теперешний спад с продолжающейся несколько дней устойчивой тенденцией к незначительному снижению цен.
Повышение цен зависит не от баланса спрос/предложение, а от спекулятивных заявлений политиков и экономистов
Более того, специалисты считают, что данный период – временное явление, за которым начнется новый подъем цен. По мнению Давия, «нынешняя стабилизация – это основа для того, чтобы в сентябре-октябре цены снова пошли вверх. В сентябре цены снова могут вернуться к отметке $147-148 за баррель».
Одним из главный причин этого является спекулятивный фактор. Так, по словам Куюна, «министр в парандже что-то сказал, цены летят на 10% вверх, кто-то танки от границы отогнал на сто метров – снова цены опускаются, пододвинул – поднимаются. Все ценовые скачки – это чьи-то заявления. Такой фактор, как спрос и предложение, на этом рынке давно не работают. Вместо этого «двигателем» цен являются заявления лидеров стран ОПЭК, США, Китая и Индии».
Почему в Украине не падают цены
Украинский рынок — запоздалое отражение мирового рынка. Но почему при понижении мировых цен мы можем надеяться лишь на стабилизацию, тогда как каждое их повышение сказывается и на подорожании бензина у нас?
По словам специалистов, в рознице временной лаг между уровнями цен составляет 3-4 недели. Оптовой рынок демонстрирует более оперативную реакцию – 7-10 дней. Исходя из этого понятно, что если сегодня цены снизились, мы будем осваивать и переваривать еще несколько недель дорогую нефть. Поскольку контракты на поставку нефти формируются в конце месяца на весь следующий, даже при серьезных колебаниях цена изменится не ранее чем через месяц-полтора. «Например, на август НПЗ контрактовали более дорогое сырье, поэтому, по логике, несмотря на мировую тенденцию снижения, в августе должно произойти повышение цен. Кроме того, на $100 увеличилась экспортная пошлина. К тому же Украина в первую очередь зависит от российской нефти, а та, в свою очередь, подорожала», — рассуждает Давий. Между тем эксперт считает, что в августе вероятнее всего произойдет стабилизация цен. «В нынешних условиях Украина может лишь отслеживать статистику того, что происходит на мировом рынке. Понижения цен не будет, для этого нет условий. 10%-е понижение цен не повлечет за собой снижения цен в Украине», — уверен Давий.
Попросту говоря, это может предоставить возможность НПЗ больше заработать. Пусть не на 10%, но все же. Нас, простых потребителей, игроки отечественного рынка топлива не хотят будоражить динамикой цен: ведь уже привыкли к такой цене, зачем что-то менять? На вопрос, насколько нефть должна подешеветь на мировом рынке, чтобы это отразилось в Украине, эксперты отвечали лишь то, что «это должен быть длительный период. То есть если в течение августа мировые цены будут падать, цены на российское сырье, контрактируемое на сентябрь, будут дешевле».
Оставайтесь довольны
Специалисты не скрывают, что в 2008 г. у трейдеров, в том числе украинских, «есть большое желание торговать дорогой нефтью». Искушение заработать больше обычного за счет ожиданий потребителей характерно и для игроков украинского рынка топлива. По словам Куюна, цены на топливо находятся у верхней границы ценового коридора. Давий признает, что «можно было бы снизить цену на несколько копеек, но какой в этом смысл? Потребитель готов покупать и за эту цену». Главным фактором нашей готовности является ожидание худшего во всех сферах, а также отсутствие реальной силы на уровне антимонопольного комитета, который должен следить за отсутствием сверхприбылей.
Украинские АЗС не хотят снижать цены даже тогда, когда это возможно без ущерба для нормальной деятельности
Понимая полную свободу, игроки рынка через авторитетных экспертов транслируют нужные им идеи. Самый простой способ – созвать пресс-конференцию и попытаться убедить журналистов в том, что цены на топливо в Украине по сравнению с Турцией, Венгрией и Грузией находятся еще на достаточно приемлемом уровне, что от дотаций на производство биотоплива и на нужды сельхозпроизводства нужно отказаться.
Среди доводов того, почему уровень доходности украинских АЗС во втором квартале находится на более высоком уровне, Куюн назвал повышающиеся затраты заправщиков. «Выросла не торговая наценка, а разница между оптовой и розничной ценой. Доходность розничной торговли растет под давлением возрастающих затрат», — убеждал эксперт. Однако очевидным является то, что собственники АЗС возлагают на плечи потребителя свои расходы по улучшению сервиса именно в период повышения цен на мировом рынке.