Украина будет требовать в судах компенсации от России за экспроприированную железнодорожную инфраструктуру в Крыму. Об этом сообщил заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян.
«Мы будем подавать иски. На этом этапе подготовкой документов занимается «Укрзализныця». Подсудность дел будет определена решением Минюста и Кабмина. Иски подадим в течение 1-2 месяцев», — рассказал Омелян.
Правительство России приняло железную дорогу оккупированного Крыма в свою федеральную собственность 29 декабря 2015 года и отнесло ее к сфере ведения Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).
Юристы оценивают шансы Украины на выигрыш в предстоящих судах довольно высоко. «Украина может обратиться в Международный суд ООН, который призван разрешать конфликты между государствами, а также истолковывать нормы международного права, — уверен адвокат, управляющий партнер АО «Suprema Lex» Виктор Мороз. — Кроме того, Украина может обратиться в Стокгольмский арбитраж. С целью обеспечения своих требований Украина при обращении в международные судебные инстанции будет иметь право наложить арест на имущество РЖД».
По словам юриста ЮКК «ДЕ-ЮРЕ» Владислава Мартынчука, арест может быть наложен при соблюдении двух условий: если суд вынесет решение в пользу «Укрзализныци», а РЖД не исполнит решение в добровольном порядке: «В этом случае можно арестовать имущество РЖД в порядке исполнительного производства. Следует отметить, что решение украинского суда может быть исполнено лишь в Украине и государствах, с которыми у нас заключены договоры об исполнении судебных решений». После того, как Россия очевидно не исполнит решение украинского суда, должны последовать иски от Украины в международные инстанции. Если их решение будет положительным, то взыскание может быть обращено на международные российские активы. Например, РЖД имеет представительства в Венгрии, Китае, Северной Корее, Беларуси, Польше, Словакии, Германии, Финляндии, Эстонии и Франции.
Напомним, в августе 2014 года тогдашний президент РЖД Владимир Якунин, пребывая в Крыму, заявил, что Крымская железная дорога не будет интегрирована в систему РЖД. По его словам, это обосновано технологическими отличиями железнодорожной системы на полуострове от российской системы. Однако настоящей причиной могло быть нежелание связывать РЖД с экспроприированным украинским имуществом, что может навлечь на российского ж/д монополиста санкции Запада.
Следует отметить, что созданная на полуострове «Крымская железная дорога» правительством РФ отнесена к Росжелдору, которое является государственным агентством, а не к РЖД как хозяйствующему субъекту, контролирующему дочерние железные дороги в России.