Запад, вступивший в политическую конфронтацию с Россией из-за признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, не обладает жесткими экономическими рычагами давления на Россию, а само противостояние не отвечает интересам Вашингтона, считают ряд видных американских бизнесменов и аналитиков. «Никаких реальных экономических рычагов влияния у Запада на Россию нет в условиях зависимости от поставок российского сырья. Вашингтону нужно некоторое время на то, чтобы остудить эмоции, взвесить свои интересы и понять, что взаимодействие с Россией перевешивает остальные доводы. Ибо политического преимущества после Косово нет ни у одной из сторон нет», — сказал РИА Новости Наум Гузик, президент одноименной IT-компании в Калифорнии.
На фоне воинственных заявлений многих американских политиков, в экспертной и бизнес-среде звучат призывы снизить градус противостояния с Россией, не адекватного реальной картине и не отвечающего интересам США.
«Россия может не быть супердержавой, но несмотря на сокращение своего населения, остается могущественной державой, одной из тех, кто определяет развитие первых десятилетий 21-го века. Россия, владеющая примерно половиной мировых запасов ядерного оружия, крупнейший в мире производитель газа и второй — нефти, влиятельный экспортер современного вооружения и держатель резервов размером 300 миллиардов долларов, также имеющая место в Совете Безопасности ООН, в состоянии поддерживать или готовить разочарования внешней политике США», — считает президент Совета по внешним отношениям (Council on Foreign Relations) Ричард Хаасс.
Профессор Университета Джорджтауна Чарльз Купчан считает, что Западу не стоит загонять себя в угол, представляя конфликт между Грузией и Россией как битву «демократического Давида» с «авторитарным Голиафом», так как власти Тбилиси сами развязали конфликт, а Freedom House ранее отнес Грузию к «частично свободным» странам, поставив тем самым в один ряд с Кувейтом, Нигерией и Венесуэлой.
«В то время как Запад нуждается в сотрудничестве с Россией во многих областях — энергетика, ядерная программа Ирана, борьба с исламским экстремизмом лишь несколько из них, — Вашингтону лучше дважды подумать перед тем, как объявлять о разрыве отношений с Россией», — пишет Купчан на сайте Совета по внешним отношениям.
Экономика не должна стать жертвой политики
Вице-президент международного консультационного агентства PBN Company Блэйк Маршалл считает, что пока трудно прогнозировать, каким может быть экономическое давление Запада в отношении России, и будут ли возможные санкции введены консолидированно или на уровне отдельных государств. Однако он полагает, что их негативный экономический эффект для России не будет носить долгосрочного характера и не лучшим образом отразится на интересах западного бизнеса в том числе.
"Инвесторы, которые уже пришли в Россию, останутся там несмотря на ухудшения политического фона. Новым инвесторам, теперь, конечно, потребуется время на то, чтобы обдумать, с чем и для чего они идут в Россию. Но я надеюсь, что это будет кратковременный эффект. Наибольшие мои опасения связаны с тем, что Запад может ограничить доступ России к высоким технологиям ", — сказал Маршалл в интервью РИА Новости.
Он также допускает в краткосрочной перспективе дальнейшее снижение российского фондового рынка, трудности с продвижением облигаций на западных рынках и ограничение доступа российских банков и компаний к иностранному капиталу.
„Рынки не любят нестабильности и непредсказуемости, фондовый рынок и российский рубль останутся на определенное время волатильными“, — сказал Маршалл.
По его словам, наихудшие последствия для бизнеса — как российского, так и западного — будет иметь выход России из переговоров о вступлении в ВТО или вероятность замедления этого процесса.
„Экономика и интересы бизнеса не должны стать жертвой политической конфронтации“, — считает бизнесмен.