Астрономическая сумма — более 22 млрд рублей — была использована не по назначению или попросту растрачена в ходе выполнения государственного оборонного заказа. Но, как признался «Известиям» глава Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) Сергей Маев, назвавший эту сенсационную цифру, пока никто из виновных в растратах не наказан.
Как сообщил Маев, только в первом полугодии 2008 года служба провела более 750 проверок. Они касались не только контрактов 2008 года, но и предшествующих, начиная с момента появления Рособоронзаказа как отдельной службы в 2004 году. Но даже при раскладе на четыре года суммы все равно впечатляют: в среднем около $250 млн в год, «уплывающих» из федерального бюджета.
— В ходе проверок было выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства в сфере оборонного заказа, в том числе финансовых нарушений с признаками нецелевого и неправомерного расходования бюджетных средств на сумму более 3,5 млрд рублей, а также неэффективного использования на сумму около 19 млрд рублей, — подчеркнул Маев.
Военный бюджет государства при сохранении доли в 2,6-2,7% ВВП в абсолютных цифрах постоянно растет. Например, в 2007 году на закупки техники и вооружений было заложено 302 млрд рублей. При этом текущий гособоронзаказ впервые ввел фиксированные цены на военную продукцию. То есть цена, объявленная производителем на момент проведения закупочного тендера, не может быть изменена им к концу исполнения обязательств. Это получается не всегда. Например, в прошлом году при составлении гособоронзаказа Минэкономразвития рекомендовало военным планировать расходы исходя из роста цен на металл в 8%, а в итоге он оказался 45%.
Но это еще полбеды. Как признал Маев, многие предприятия продолжают жить по правилам, сложившимся еще в кризисные 90-е, — приписки, «серые схемы».
— Тогда это делалось, чтобы выжить, но сейчас, извините, совершенно другие экономические условия, — говорит глава Рособоронзаказа. — Денег «оборонка» получает столько, что многие предприятия даже не могут их освоить и идут на различные хитрости.
Конкурсы на поставки, объявляемые Минобороны, зачастую выигрывают посредники, в полтора-два раза завышающие цены предприятий. Особые претензии у Рособоронзаказа к сделкам по медицинскому оборудованию, радиоэлектронным средствам и средствам связи.
— Самый простой способ растратить госсредства и не ответить за это — проведение научно-исследовательских и опытных конструкторских работ, — рассказал «Известиям» глава Центра АСТ Руслан Пухов. — Например, предприятие ведет такое исследование, заявляя его стоимость в 1 млрд рублей в год. Военные платят им 500 млн. Часть из них уходит в откат. А когда приходит время спросить, что все-таки сделано, оборонщики просто говорят, что им недоплачивали и работа потому не выполнена. По открытым данным, только по линии ВВС до министра обороны Анатолия Сердюкова было около 300 таких «подвисших» НИОКР. Теперь их сократили до 100. Некоторые объединили, другие просто закрыли, тем самым перекрыв лазейки для подобных махинаций.
Все вместе и дает те самые 22 млрд рублей. По идее функция Рособоронзаказа — как раз в том, чтобы отслеживать правомерность выставляемой цены, чистоту сделок и порядок дальнейшего расходования средств. В оперативном режиме уследить за всеми многочисленными конкурсами тяжеловато. Но в любом случае данные о «дырах», появляющихся в гособоронзаказе, публично раскрываются впервые. Что дальше?
— Многих ли директоров удалось наказать за подобные действия? — спросили «Известия» у Маева.
— Если честно сказать, то после наших проверок никто никого с занимаемых постов не снимал, — признался он. — Мы только выявляем нарушения. Дальше работает прокуратура. Надеемся, что в ходе ее работы будут приниматься какие-то решения.