По информации из штаб-квартиры ЕС, на саммите будут обсуждаться как минимум два проекта резолюции в отношении России – польский, предлагающий введение жестких мер, и итальянский, содержащий лишь обтекаемую критику действий Москвы на Кавказе. В итальянском варианте содержится требование вывода российских войск из т.н. «буферных зон» на территории Грузии, а также требование гарантий от России неприменения ее «грузинского сценария» в отношении других стран. Естественно, «мягкий» вариант больше устраивает российскую сторону. И в этом направлении она проводит работу с основными европейскими партнерами – Германией, Италией, Испанией, Францией и Финляндией.
«Жесткий вариант» предлагает ввести против РФ политико-экономические санкции, такие как блокирование вступления России в ВТО, рекомендовать крупному европейскому бизнесу сократить объем инвестиций в российский рынок, а банкам – не кредитовать российские банки и компании, ввести в ЕС ограничения на импорт товаров из России, заморозить переговоры по новому базовому соглашению с РФ о партнерстве и сотрудничестве и о либерализации визового режима, добиться отмены или бойкотировать Олимпийские игры в Сочи.
Этот вариант резолюции, наряду с его автором – Польшей, поддерживают страны Балтии. Выступая перед журналистами после заседания эстонского правительства, посвященного в т.ч. официальной позиции Таллина на саммите ЕС, премьер Андрус Ансип заявил, что Эстония выступит в Брюсселе за «самые жесткие меры» в отношении России. Он также сообщил, что Эстония выступает за пересмотр всего спектра отношений ЕС с РФ и за замену российского миротворческого контингента в Грузии миротворцами Евросоюза.
С целью выработки общей позиции на предстоящем саммите ЕС президенты Польши, Латвии и Эстонии, а также спецпредставитель президента Литвы, провели 28 августа в Таллине свой «микросаммит». Они осудили признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, назвав его «незаконным» и «повышающим напряженность», и пригрозили «серьезными последствиями».
4 страны договорились предложить Евросоюзу оказать в кратчайшие сроки масштабную экономическую помощь Грузии и направить туда международных наблюдателей. И вообще, потребовать от Евросоюза быть более решительным при защите «общих ценностей».
«Необходимо ужесточить позицию в отношении России», – потребовал президент Латвии Валдис Затлерс. О градусе воинственности участников таллиннской встречи можно судить и по заявлению хозяина мероприятия, президента Ильвеса. «Нападение на европейскую структуру безопасности, сложившуюся после «холодной войны», не может пройти под наше постыдное молчание», – выразил общий настрой эстонский лидер. Показательно, что вслед за президентами с аналогичным совместным заявлением, осуждающим Россию, выступили спикеры парламентов стран Балтии.
Судя по решениям, принятым в Таллине, вряд ли следует считать успешным состоявшийся ранее официальный визит в Эстонию и Литву канцлера Германии Ангелы Меркель, который, как полагают эксперты, преследовал цель успокоить «балтийских ястребов» в преддверии саммита Евросоюза. И даже негативное отношение к санкциям против РФ Финляндии (к мнению которой всегда внимательно прислушиваются в Таллине), озвученное накануне саммита премьер-министром и главой МИД этой страны, не остудило воинственный пыл руководства стран Балтии.
Возможно, к демонстрации «жесткости» участников таллиннского «микросаммита» подтолкнуло решение президента США Дж. Буша направить в Европу вице-президента Дика Чейни (которого называют одним из вдохновителей военной авантюры грузинского руководства), призванного «мобилизовать» Европу на решительные антироссийские действия.
Помимо уже согласованных вариантов санкций, включенных в проект резолюции Польши, у каждого из «балтийских ястребов» есть и свои «домашние заготовки».
Та же Польша предлагает, например, создать в противовес России новый блок стран Средней и Восточной Европы, где присутствовали бы Украина, Польша, Литва, Латвия и Эстония. А бывший посол Эстонии в Москве считает самым эффективным шагом замораживание в западных банках активов российской бизнес-элиты и объявление их и высших чиновников РФ персонами нон-грата.
Латвийские политики предлагают притормозить работу российско-латвийской межправительственной комиссии, заседание которой должно состояться в Санкт-Петербурге 6-7 октября 2008 г. При этом они почему-то убеждены, что резкие выпады в адрес России не повлияют на экономические отношения между двумя странами. А ведь латвийскому бизнесу есть что терять: 70% латвийского экспорта идет в РФ, а российские инвестиции в Латвию в 15 раз превышают американские.
Есть что терять и Европе. По мнению британской газеты The Daily Telegraph, санкции Евросоюза могут вынудить Кремль привести в действие свое самое мощное оружие – трубопроводы с углеводородами. В настоящее время Россия экспортирует в Европу около 6,5 млн баррелей нефти в день, удовлетворяя около 26% потребности ЕС в этом сырье, а газовые поставки России покрывают 29% спроса Евросоюза.
Поэтому единства в Евросоюзе по вопросу «наказания» России нет, и можно предположить, что, если санкции и будут, то только «косметические».
В пользу такого развития событий говорит и появившееся на днях сообщение Reuters, в котором утверждается, что Евросоюз на предстоящем саммите не будет вводить санкций, а, скорее всего, выберет другие методы давления на Россию. При этом агентство ссылается на «высокопоставленного французского дипломата», который заявил, что «время введения санкций, определенно, ещё не пришло».
1 сентября станет ясно, способна ли прагматичная и заинтересованная в сотрудничестве с Россией Западная Европа обуздать своих «рвущихся в бой» восточно-европейских соседей, давно ориентирующихся не на Брюссель, а на Вашингтон.
Андрей Ермаков. Росбалт