Удивительная наша страна… Вот уже 17 лет как Украина гордится своей независимостью, а воз не то что и ныне там, а еще и назад катится. Вступив в мировое сообщество с приличной базой для создания крепкой рыночной экономики, увы, с каждым годом она опускается все ниже и ниже в мировых экономических рейтингах. В Европе и Центральной Азии мы занимаем 145-е место, а ниже нас — только Таджикистан. Хотя и с ним сравнивать как-то неудобно, поскольку эта горная страна пережила серьезную гражданскую войну, а у нас-то все тихо-мирно было.
Казалось бы, имеются все условия, чтобы создать уверенную экономику. Что нам стоило наладить системную работу по совершенствованию хозяйственного законодательства? Ведь для того мы и избираем парламент, чтобы депутаты, вдумавшись в суть проблемы, смогли бы создать правовые механизмы развития экономики в направлении ее международной конкурентоспособности. И с каждым новым созывом Верховная рада только бы совершенствовала эти механизмы, работая с прицелом на системность, творя стратегию экономического развития Украины.
Не сомневаюсь, что у наших ведущих экономистов есть рецепты создания условий для развития международных преимуществ украинской экономики. У нас перед глазами — опыт расцвета «восточных тигров», да и самый свежий пример заботы Индии о развитии информационных технологий тоже бы не помешал стать образцом разумного подхода общества к проблемам экономического развития страны. Но…
В Южной Корее тоже дерутся депутаты в парламенте, но политические страсти там ни в коей мере не влияют на экономику страны. А в Украине ситуация диаметрально противоположна: политики настолько далеки от народа, настолько увлечены борьбой друг с другом, что им стратегия развития страны просто не интересна. Они не предлагают решений. Они только и занимаются тем, что стараются раздуть до небес ошибки противников и приуменьшить их достижения, при этом после смены власти без зазрения совести пользуясь этими же достижениями и выдавая их за собственные успехи. А порой и вовсе кажется, что депутаты в парламенте заняты исключительно тем, чтобы как можно меньше работать, придумывая всякие потасовки, блокады трибун и прочие инструменты так называемой политической борьбы.
Ни о какой стратегии развития страны в таких условиях и речи быть не может. Приоритеты экономики или вовсе отсутствуют, или находятся в зачаточном состоянии. Казалось бы, учитывая географическое положение страны, негласный статус буфера между Россией и Европой, Украина вполне бы могла позиционировать приоритеты экономики на области транзита. Это требует системного подхода, создания соответствующих условий и соединения отдельных элементов этого рынка в мощный национальный комплекс, гармонично сотрудничающий со всеми сторонами транзитных операций и извлекающий из этого несомненную выгоду для страны. И если заложено в эту систему что-то существующим правительством, то следующему Кабмину стоит это продолжать и развивать, а не предавать забвению во имя каких-то других идей, как это зачастую происходит на практике. Да и то, что у нас есть на сегодня, стратегией развития Украины как транзитного государства назвать трудно.
Если в соседней России заявляется курс на нанотехнологии, то, будьте уверены, там уже кипит работа по созданию стратегии развития и уже готовятся соответствующие условия. У нас же, в отличие от соседей, бюрократический аппарат просто-напросто отмахнется от подобного заявления, поскольку мы уже давно привыкли к их лозунговости. Наглядным примером может служить ситуация с развитием энергосберегающих технологий: пошумели месяц-второй, а там и затихло все…
Мы как-то и не заметили, как Украина утратила свою автомобильную промышленность. Для развитых стран это показатель сильной экономики страны, потому что автомобильные технологии во многом задают тон общему развитию государства. Корейцы когда-то изучили действующие на то время технологии, создали свои и сегодня вполне конкурентоспособны на мировом авторынке. Это делают сегодня и китайцы. А что у нас? Неужели нет умных голов? Да головы-то есть, нет национальной стратегии на этом направлении. Поэтому украинские автозаводы и впредь будут заниматься сборкой тех же корейских авто, а о национальном автомобиле нужно забыть лет эдак на двадцать.
В последнее время много говорилось о том, что вступление в ВТО отрицательно повлияет на аграрный сектор экономики. Так кто же мешал за все эти годы создать крепкую систему сельского хозяйства, способную достойно конкурировать с другими странами? Тут даже пятиклассник сделает нехитрый расчет: если импортный сахар дешевле отечественного, то нужно как можно скорее и эффективнее перепрофилировать этот сектор в тот, какой мог бы куда успешнее функционировать.
И опять все упирается в депутатов, которые настолько увлечены лоббированием своих интересов, что вопреки всем своим заявлениям действуют в ущерб интересам государственным. И эта чрезмерная заполитизированность страны, увы, делает ее с каждым годом слабее, какие бы проценты роста ВВП не декларировал очередной обитатель премьерского кабинета.
А на сегодняшний день, пожалуй, единственное, чем может похвастаться страна, так это экспортом стали. Хотя это и не всегда является благом для Украины. Именно через эту брешь в нашу страну польются проблемы мирового финансового кризиса.
«Резкое падение цен на мировых рынках привело к тому, что металлургические предприятия остались без заказов. На Украине на сегодня из 36 работающих домен остановлены 17, из них 4 — на плановый ремонт, остальные — из-за отсутствия заказов. Остановлена половина мартеновских печей. Складские запасы уже превысили месячный объем производства», — говорит исполнительный директор Всеукраинского объединения областных организаций работодателей предприятий металлургического комплекса «Федерация металлургов Украины» Сергей Притоманов.
К счастью украинская финансовая система пока недостаточно интегрирована в международную систему, и это дает какие-то надежды, что мировой финансовый кризис затронет Украину частично, не так сильно ударит по экономике и не выразится в повальном снижении зарплат и волне увольнений.
По мнению директора Всемирного банка по Украине, Белоруссии и Молдавии Мартина Райзера, нашей стране необходимо внедрять механизм независимых регуляторов финансовых рынков, чтобы минимизировать для себя последствия международного финансового кризиса. В то же время необходимо скомбинировать жесткую фискальную политику и гибкость в обменном курсе валют — необходимы мероприятия по рефинансированию банковской системы.
До сих пор Нацбанк принимал достаточно эффективные меры, украинские банки навели-таки порядок в ипотечных кредитах. Более того, они продолжают привлекать огромные средства из-за границы в виде кредитов, а это свидетельствует о том, что с финансовым кризисом пока более-менее наша страна справляется. Так что, если основные экспортные потоки Украины не иссякнут совсем, кризис затронет нас не очень чувствительно.
А вот по мнению заслуженного экономиста Украины Виктора Лисицкого, кризис для Украины на самом деле очень полезен, потому что непременно встряхнет ситуацию, встряхнет вождей, предпринимателей и банкиров и заставит их еще раз внимательно проанализировать инструментарий, которым они пользуются на рынке, модели работы, заставит их работать более осмотрительно.
Если это так, то пусть этот кризис их затронет, но пройдет мимо простых людей. Ведь они-то как раз более всего желают «украинского чуда». Осталось повернуться к нему лицом нашим бизнесменам и политикам.