Вчера монополия подписала меморандум о взаимопонимании с Нигерийской национальной нефтяной корпорацией (Nigerian National Petroleum Corporation, NNPCA), сомкнув, таким образом, энергетическую петлю на шее Европы, — пишет «Газета» в статье «Газовая петля».
Детали будущего сотрудничества официально пока не озвучиваются. Пресс-служба «Газпрома» сообщает лишь, что подписанный документ предусматривает реализацию совместных проектов в сферах геологоразведки, добычи, транспортировки углеводородов, проектировки системы сбора и переработки попутного нефтяного газа, строительства объектов электроэнергетики в Нигерии. Для осуществления этих целей планируется создание российско-нигерийского совместного предприятия.
Тайные переговоры с нигерийскими властями «Газпром» начал еще в декабре 2007 года. Факт был предан огласке лишь в начале текущего года анонимным источником газеты Financial Times из числа государственных чиновников африканской республики. По его словам, российская компания готова вложить до $ 2,5 млрд в проекты по сбору и транспортировке газа с нефтедобывающих промыслов в дельте реки Нигер. «Газпром» также заявил о желании участвовать в проекте строительства завода по сжижению газа и экспортного терминала в соседней Экваториальной Гвинее, которая может стать перевалочным пунктом для поставок нигерийского газа в США и Европу. «Их („Газпрома“. — „Газета“) конечная цель — экспорт газа на рынки Европы и Америки предположительно в форме сжиженного природного газа. То, что предлагает „Газпром“, просто потрясающе. Они круто ведут переговоры и говорят, что последние 50 лет Запад наживался на нас, а теперь они могут сделать лучшее предложение. Они готовы обставить китайцев, индийцев и американцев», — цитирует FT слова нигерийского чиновника.
Последовавшее вскоре после этого заявления официальное подтверждение «Газпромом» факта ведения переговоров с Нигерией вызвало у Европы нервную дрожь.
Африка наряду с Россией является крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу (около 130 млн тонн нефти и около 70 млрд кубометров газа ежегодно, что составляет 24 и 12% рынка соответственно). Правда, ведущая роль в газовых взаимоотношениях с Западом принадлежит странам Северной Африки — Ливии и Алжиру. Нигерия же считается традиционно нефтяным поставщиком. Вместе с тем эта страна обладает самыми богатыми запасами газа в Африке. По оценкам специалистов ВР, они составляют 5 трлн кубометров (для сравнения: разведанные запасы газа в России составляют более 48 трлн кубометров).
В Брюсселе надеялись, что газ освоенных со временем нигерийских месторождений будет поставляться в ЕС по газопроводам GALSI (Алжир — Сардиния — Италия) и Medgaz (Алжир — Испания). Мощности каждого из трубопроводов, ввод в эксплуатацию которых намечен на 2008 и 2009 годы соответственно, составляет 8-10 млрд кубометров в год. Ожидается, что к 2015 году газ в эти магистрали будет поставляться в том числе и по газопроводу NIGAL (из Нигерии в Алжир), более известному как проект «Транс-Сахара». Соглашение о реализации этого проекта было подписано в 2002 году нигерийской NNPCA и алжирской Sonatrach. Активный интерес к проекту тогда проявил и «Газпром». Однако, взяв на себя все расходы по реализации проекта (около $ 10 млрд), Евросоюз рассчитывал построить газопровод без участия российской монополии. Первые сомнения в возможности осуществления этих планов появились еще летом 2006 года, когда «Газпром» подписал соглашение о стратегическом партнерстве с алжирской Sonatrach. После вчерашнего меморандума с нигерийской NNPCA эксперты уже не сомневаются в том, что строительство «Транс-Сахары» вряд ли обойдется без «Газпрома».
Для Европы участие российской монополии в проекте NIGAL — полбеды, утверждают аналитики. Гораздо хуже то, что «Газпром» пытается получить контроль над основными энергетическими потоками, идущими из Африки в Европу, говорит аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков. По его словам, создание СП с NNPCA — лишь очередной шаг в этом направлении. Сближению с Нигерией предшествовало заключение аналогичных соглашений с Алжиром и Ливией, главными африканскими экспортерами энергоресурсов. Кроме того, два месяца назад «Газпром» сообщил, что получил в Триполи предложение обсудить возможность строительства новых газотранспортных мощностей из Ливии в Европу. Помимо прочего сообщалось, что в ближайшее время «Газпром» планирует начать в Триполи предметные переговоры о закупках всех незаконтрактованных объемов газа (природного и сжиженного) и нефти, предназначенных для экспорта, по конкурентным ценам. Очевидно, что Ливией дело не ограничится и подобные предложения, скорее всего, будут сделаны и другим производителям энергоносителей из Африки.
Впрочем, у Брюсселя еще есть время для поиска очередного альтернативного источника энергии. По мнению экспертов, «Газпрому» вряд ли удастся быстро достичь успехов в Нигерии. Большая часть действующих месторождений полностью контролируются западными или же совместными с нигерийским правительством компаниями. Очевидно, что уступать российской компании свои доли в этих проектах ни одна из сторон не намерена. А разработка новых участков требует немало времени и средств. «Сегодня „Газпрому“ будет очень сложно закрепиться в Нигерии», — считает директор департамента инвестиционного проектирования НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Светлана Савченко. «Разработка новых месторождений потребует серьезных инвестиций, а, учитывая нестабильную политическую обстановку в стране, это подразумевает серьезные риски. Кроме того, „Газпром“ и без того сейчас реализует множество крупных проектов. Помимо строительства газопроводов в Европу („Южный“ и „Северный поток“), компания взялась за разработку Штокмановского месторождения, запущена Восточная газовая программа — все это требует серьезных вложений», — утешает эксперт.