В начале сентября были опубликованы сразу два фундаментальных мировых рейтинга, посвященных мировой экономике – рейтинг конкурентоспособности финансовых рынков и рейтинг благоприятности деловой среды. В обоих списках Россия стала одним из аутсайдеров, причем в комментариях к рейтингам исследователи решили обойти ситуацию в стране молчанием. Главная причина, по которой о России на сотнях страниц отчетов сказано всего лишь пара слов, одна: в стране ничего не происходит. Ни хорошего, ни плохого, ни интересного. Для россиян такой вывод западных экспертов должен показаться странным: отечественные чиновники при всяком удобном случае хвалят и темпы роста российского бизнеса, и устойчивость экономики, а Москву планируют в ближайшее время превратить в региональный финансовый центр. Рейтинг первый 9 сентября стало известно, что Россия заняла 36-е место в рейтинге Всемирного экономического форума, посвященному конкурентоспособности финансовых рынков. Учитывая, что всего ВЭФ анализировал положение дел только в 52 наиболее развитых странах, получается, что Россия оказалась во второй половине списка.
Поскольку подобный рейтинг составлялся в первый раз, проследить динамику положения дел в России по нему невозможно. Тем не менее, любопытно, что в краткой характеристике рейтинга, где многим странам посвящены отдельные абзацы, о России сказано полпредложения. Специалисты ВЭФ отметили только, что страна по-прежнему развивается, но не такими темпами, которые позволили бы ей занимать место в первой половине рейтинга.
В более полном отчете приведены детали, по которым можно сравнить Россию с другими странами по десяткам показателей. Именно из них и выводились цифры общего рейтинга. По абсолютному большинству цифр Россия оказалась в четвертом, а часто и в пятом десятке. По ряду же показателей, например, по защите миноритарных акционеров компаний или защите интеллектуальной собственности Россия и вовсе заняла последние места.
Приятных исключений единицы. Например, по стоимости регистрации собственности Россия заняла третье место в мире, а по ограничениям, накладываемым на выход на рынок новых банков, – и вовсе первое.
Тем не менее, эти отдельные успехи не смогли изменить общей тенденции – впереди России по конкурентоспособности финансовых рынков оказались такие страны как Панама, Бахрейн, Пакистан, Египет, Чили, то есть государства, которые с большой натяжкой можно назвать гигантами мировой экономики. С другой стороны, ближайшие соседи России из республик бывшего СССР получили совсем низкие оценки: Казахстан занял 45-е место, а Украина – 51-е. Хуже нее положение дел оказалось только в Венесуэле.
Первые же места рейтинга поделили крупнейшие мировые экономики. «Золото» досталось США, «серебро» — Великобритании, а «бронза» — Германии. В десятку попали также Япония, Канада, Франция, Гонконг, Нидерланды и Сингапур. Рейтинг второй Почти сразу же после выпуска первого рейтинга стали известны и результаты второго. Его опубликовали Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, и посвящен он благоприятности деловой среды.
Результаты России оказались еще хуже, чем в первом рейтинге, так как страна заняла 120-е место из 181-го. За год Россия опустилась на восемь строчек, пропустив вперед себя едва ли не все хоть сколько-нибудь экономически развитые страны мира. И хотя позади России еще остаются Руанда, Гамбия и Таджикистан, уже обошли ее в данном рейтинге и Белоруссия, и Молдавия, и даже Соломоновы острова с Папуа Новой Гвинеей.
Произошло это не из-за того, что в России происходят какие-то реформы, направленные на ухудшение деловой среды и усложнение правил для бизнеса. Просто Россия стоит на месте, пока другие страны развиваются.
Несмотря на значительное место, которое Россия занимает в мировой экономике, в рейтинге Всемирного банка ей также уделена всего пара строчек. Чуть-чуть подробней о России говорится в региональном рейтинге по Европе. В нем, в частности, отмечается, что Россия является едва ли не уникальной страной, где за год не произошло ни одной хоть сколько-нибудь значимой реформы, направленной на улучшение условий бизнеса. Мало того, ни одного отрицательного изменения также зафиксировано не было.
В Европе оказалось всего две страны, которые в 2007-2008 годах решили совсем отказаться от каких-либо реформ в области бизнеса. Помимо России ничего не меняется в Эстонии. Впрочем, для этой страны, в отличие от России, есть хоть какое-то оправдание: прибалтийское государство оказалось на пороге рецессии, а резкое повышение цен на нефть сделало почти невозможным привлечение средств для структурных реформ. В российском бюджете денег, наоборот, очень много. Просто чиновники пока не хотят их тратить.
Примером того, как можно потратить нефтегазовые средства, может служить Азербайджан. Это государство названо Всемирным банком лучшим по количеству реформ, направленных на привлечение бизнеса в страну.
Первая десятка рейтинга за год почти не изменилась. Который год подряд первое место занимает Сингапур, второе – Новая Зеландия, а третье – США. В десятку также вошли Гонконг, Дания, Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия.
Подготовка рейтинга Всемирного банка велась не один месяц, поэтому отреагировать на какие-то события эксперты просто не успели. Только этим можно объяснить, что Грузия, понесшая значительные потери от войны с Россией в августе 2008 года, не только не опустилась в рейтинге, но и поднялась. Сейчас Грузия занимает 15-е место в мире, и это лучший показатель среди стран бывшего СССР.
По той же причине не заняла еще более низкое место и Россия, причем это касается как первого, так и второго рейтингов. После многочисленных летних событий – конфликта акционеров ТНК-BP, «дела Мечела» и войны в Южной Осетии — инвестиционный климат в России стал заметно хуже. Поэтому зарубежным бизнесменам не надо лишний раз смотреть в рейтинги, подобные отчетам Всемирного банка и ВЭФа, чтобы понять, что инвестировать в Россию – по меньшей мере, рискованно.