Главная » Компании » ОПЕК будет править миром. 200 долларов за баррель

ОПЕК будет править миром. 200 долларов за баррель

Международное энергетическое агентство предсказывает рост нефтецен
Международное энергетическое агентство (МЭА) на следующей неделе публикует доклад, в котором утверждается, что цены на нефть вернутся к уровню более $ 100 за баррель, как только мировая экономика восстановится, а к 2030 году могут достичь 0 за баррель. Как сообщает Financial Times со ссылкой на проект доклада, нефть закрепится выше отметки в $100 в период с 2008 года по 2015 год. Когда именно вернется нефтяное счастье, не сообщается.

ОПЕК будет править миром

МЭА рисует почти апокалиптическую картину будущего для своих членов (в нее входят 28 развитых стран — основных потребителей нефти): рост цен на нефть приведет к перемещению богатства и власти из стран — потребителей нефти в страны-производители, в частности в государства ОПЕК. К 2030 году выручка стран ОПЕК возрастет до $2 трлн в год по сравнению с полученными в 2007 году $700 млрд. ВВП стран ОПЕК вырастет к 2030 году до 2% от мирового по сравнению с 1,7% в 2007 году. Картель будет контролировать 51% поставок нефти в мире по сравнению с 44% в прошлом году.

Страны-импортеры в ближайшие 22 года будут тратить на нефть 5 — 7% ВВП. В 2007 году они расходовали на эти цели 4%. «Единственный период, когда мир тратил столько денег на нефть, — начало 1980-х, когда расходы на нефть составляли более 6% ВВП», — напоминает МЭА. Золотые же времена для потребителей были в конце 1990-х, когда нефть стоила немногим более $10 за баррель. Мир тратил на нефть лишь 1% ВВП.

Прогноз — дело неблагодарное

Однако все равно, по расчетам экспертов МЭА, нефть не будет стоить дороже, чем в середине лета 2008 года, когда стоимость барреля поднималась выше отметки в $140. $200 за баррель в 2030 году с поправкой на инфляцию будут эквиваленты сегодняшним $120.

Эксперты МЭА, впрочем, предусматривают развитие событий и по другому сценарию. Прогноз цен-скалолазок не сбудется, если компании откажутся от новых проектов, начиная с Казахстана и заканчивая Канадой, из-за того, что нынешние низкие цены на нефть сделают проекты экономически не привлекательными. В Канаде, в частности, есть огромные запасы нефтеносного песка, получение нефти из которого — удовольствие не из дешевых.

Что касается инвестиций в нефтяную отрасль, то в прогнозируемый период, по расчетам МЭА, они должны составлять $350 млрд в год.

Это необходимо для того, чтобы добывать нефть из почти выработанных месторождений и поиска новых. Но и тут есть одно "но": инвестиции будут поступать в необходимом количестве, только если к середине следующего десятилетия спрос на нефть существенно вырастет. По данным МЭА, основанным на изучении 800 месторождений, объемы добычи в мире сокращаются естественными темпами на 9% в год. Необходимые инвестиции снизят этот показатель до 6,7% в год, однако к 2030 году уже ничего не поможет: скорость сокращения добычи опять поднимется до 8,6% в год.

По данным директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, пик мировой добычи нефти будет достигнут в 2040-х годах. Очевидно, что инвестиции придется искать и России, а с этим проблема. Эксперты МЭА теряются в догадках, будет ли Россия инвестировать самостоятельно или привлекать иностранный капитал. Впрочем, пока не происходит ни то, ни другое. По оценкам аналитиков банка „Уралсиб“, в 2009 — 2010 годах объем инвестиций в нефтяную отрасль в России сократится приблизительно на 10 — 20% по сравнению с 2008 годом, что приведет к соразмерному сокращению объема бурения эксплуатационных скважин.

Сколько нефти — столько и мнений

МЭА осторожничает не случайно. В августе 2008 года исполнительный директор организации Нобуо Танака давал другой прогноз. Цена, по его предположениям, должна была незначительно падать до конца 2008 года, а затем к середине 2009 года снова вырасти во многом благодаря более сильному, чем ожидалось ранее, росту развивающихся экономик. Он не ожидал, по крайней мере до 2013 года, существенного снижения стоимости нефти, так как до этого времени будет не хватать мощностей по ее добыче. Танака ошибся: уже в октябре нефть спикировала на отметку $70 за баррель. Другая организация экономически развитых стран, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), также прогнозировала снижение, а затем рост цен на нефть, но в сроках и там ошиблись. По оптимистичному прогнозу ОЭСР, достигнув своего пика в 2008 — 2009 годах, цены на нефть будут снижаться до 2015 года, достигнув $70 за баррель, и только потом пойдут в гору. Минимальный порог, которого достигнут цены на нефть к 2030 году, — $113 за баррель. Максимальный порог — $183 — 186 за баррель. Такой вариант, согласно прогнозам ОЭСР, возможен, если ОПЕК решит существенно не повышать добычу нефти.

Не верит в $200 за баррель и президент российского Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. По его мнению, нефть однозначно будет стоить дороже, чем сейчас уже к концу 2008 года — началу 2009 года, и будет дальше только дорожать по объективным причинам: добыча на шельфе и из нефтеносных песков стоит значительно дороже традиционной. „Но $200 не должно быть. Да и летняя цена в $140 за баррель была явно перегрета“, — считает Геннадий Шмаль.

Как прогнозировать цены на нефть?

Виктор Ивантер / директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН, доктор экономических наук

У нас закладывают эту цену с большим люфтом, ниже она просто не может быть. Причем исходят при этом из фундаментальных соображений — спроса, темпов экономического роста, эластичности снижения или увеличения потребностей в энергоресурсах и так далее. Потом, не стоит путать цены на нефть и цены на нефтяные фьючерсы, которые являются финансовым показателем, а не экономическим. Да, сейчас хорошее время для специалистов по рисованию катастроф. Однако дело это дурацкое. Для обычного человека есть большая разница между кризисом 1998 года и нынешними событиями. Если о том, что произошло тогда, люди узнали не из газет или телевидения, а из магазина, то сегодня они, если не читают биржевых сводок, а по ТВ смотрят футбол и реалити-шоу, то ничего о происходящем не знают. Дергаться должно скорее начальство, у них такая задача. Но даже если оно просчитает цифру не совсем правильно, у нас существуют огромные запасы.

Владимир Сальников / ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Насколько мне известно, ни одна из существующих попыток нормально спрогнозировать цены на нефть пока не увенчалась успехом. Да и вообще, все обычно делается не в рамках модели, а в рамках сценарного прогнозирования. Да, у каких-нибудь биржевых товарищей, наверное, есть краткосрочные модели, скорее ориентированные на технический анализ: так же, как в торговле акциями и так далее. Но если говорить о средне — и долгосрочных прогнозах, то там, как правило, исходят из определенных допущений. Мол, допустим, цена на нефть будет высокой, тогда одно. А если цена будет низкой, тогда другое. При этом сами границы определяются с использованием некоторых фундаментальных величин вроде себестоимости добычи и тому подобного. Хотя понятно, что в долгосрочном прогнозе может меняться и себестоимость, там следует уже учитывать инфляцию в мировой экономике и тому подобное.

Максим Шеин / начальник аналитического отдела ИК „Брокеркредитсервис“

Существуют разные подходы. Некоторые набирают кучу факторов и строят в зависимости от них регрессии. В результате чего выводят уравнения с множеством неизвестных, после подстановки которых получают цены на нефть. Другие действуют исходя из неких консенсус-прогнозов. А третьи используют фундаментальные составляющие. Берут средние затраты на добычу, налоги и так далее, добавляют норму рентабельности для нефтяников — и все просто складывают. Плюс можно учесть спекулятивные факторы вроде ураганов и взрывов на НПЗ, захватов заложников, забастовок, непоставок и другого. Благодаря чему, в частности, предположение о том, что из цены нефти должна уйти спекулятивная составляющая, может заставить отнять от $140 за баррель $50. То есть универсального способа рассчитать цену на нефть не существует. Но всегда нужно помнить, что основное здесь — спрос и предложение.

Олег Замулин / профессор РЭШ

Цены на нефть — вещь слабо предсказуемая. А потому когда делаются какие-либо прогнозы, люди обычно смотрят на то, что есть сейчас, и предполагают, что будет в будущем. Думаю, что никаких хитрых способов нет, хотя достоверно методика того же правительства мне неизвестна. Конечно, при этом нужно быть консервативным, однако, повторюсь, хороших моделей попросту не существует.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.