Теплые бесснежные зимы, характерные для большинства стран Европы, позволили предприимчивым людям создать крупный международный бизнес — заняться производством и продажей суррогатного снега и льда. В нашей стране тоже уже несколько лет успешно работают создатели искусственных сугробов, снегопадов и метелей. И дефицит традиционной для России зимней погоды им только на руку.
Изобретение зимы
Корпоративная легенда английской компании Snow Business — крупнейшей в мире фирмы, специализирующейся на создании искусственного снега,— гласит, что идея производить и продавать этот экзотический товар пришла в голову Дерси Кроуншоу (Darcey Crownshaw) в 1982 году. Тогда господин Кроуншоу, работавший в одной из бумажных компаний, получил заказ: от него требовалось имитировать снежный покров, используя бумажную основу. Дело в том, что используемые до той поры технологии создания искусственного снега имели ряд существенных недостатков: снег, намороженный в холодильниках, был дорог и быстро таял при плюсовых температурах, а различные имитации из пены или поваренной соли мало походили на настоящий снег, и к тому же были небезопасны для человека. Снег Кроуншоу, сделанный из целлюлозы, был абсолютно безвреден для окружающей среды и людей, а выглядел, летал и даже налипал на предметы как настоящий. Плюсы новой технологии были быстро оценены создателями постановочных эффектов для кино, и уже в 1984 году снег из переработанной бумаги от компании Snow Business был снят в фильме ужасов Нила Джордана «В компании волков». До сих пор бумажный снег, аналогичный снятому в истории про коварных волков-оборотней, подстерегающих симпатичных девушек, составляет значительную долю в продажах Snow Business.
В дальнейшем технология совершенствовалась, проводились эксперименты с новыми материалами, в результате которых был создан и так называемый полимерный снег. В отличие от суррогата из бумажной основы, его полимерный аналог приготавливается прямо на месте. Достаточно смешать специальный порошок с водой, и получается поразительно похожая на настоящий снег масса, по своему объему превосходящая исходный материал в 40 раз. Таким образом, отпала нужда перевозить и хранить большие объемы «снега», необходимого для создания должного эффекта. Достаточно двухкилограммовой упаковки полимера и нескольких литров воды, чтобы сделать внушительного вида сугроб.
Кроме снега Snow Business производит и лед, тоже не настоящий, но внешне практически неотличимый от натурального. Лед может быть плоский (таким можно покрыть зеркало водоема) и в виде всевозможный сосулек, которые можно прилепить к «заснеженной» крыше дома или под нос «замерзшему» персонажу.
Еще один вид «льда» — специальное пластиковое покрытие, по которому можно кататься на коньках. Более того, оно специально для этого предназначено, производители даже дают пятилетнюю гарантию. Таким образом, искусственный лед переместился исключительно из области визуальных эффектов в настоящую индустрию развлечений. Такое покрытие не боится не только лезвий коньков, но и, в отличие от катка настоящего, не тает и, соответственно, может использоваться в любом климате круглый год. Хотя, припорошенное полимерным снегом, оно выглядит почти также, как обыкновенный залитый на морозе каток.
Сейчас Snow Business работает по нескольким направлениям: прежде всего это создание постановочных зимних эффектов для телевизионных и киносъемок. Список картин, в которых использовались технологии компании, занимает несколько страниц, в нем названия практически всех известных фильмов с зимними сценами последних двадцати лет. Даже если бегло ознакомиться с результатами сотрудничества Snow Business и кинематографистов, становится обидно за природу — настоящий снег уже практически нигде не снимают. Так, замерзающий Нью-Йорк в фильме «Послезавтра» заметает искусственной пургой, 101 далматинец резвится на суррогатном снегу, друзья Гарри Поттера ездят в санях по пластику, а счастливая Бриджит Джонс целует своего возлюбленного, стоя под бумажными хлопьями. Список телевизионных работ не менее представителен, достаточно будет сказать, что практически вся телевизионная реклама, эксплуатирующая зимние сюжеты, производится не без помощи материалов Snow Business.
Другое направление деятельности компании — организация снежных эффектов на разных мероприятиях — от корпоративных вечеринок до свадеб со снежными горками, катками и «настоящим» снегопадом. Именно Snow Business принадлежит занесенный в Книгу Гиннесса рекорд по самой большой площади искусственного снежного покрытия. Правда, имени заказчика этого мероприятия англичане не разглашают.
Третье направление работы Snow Business — оформление торговых площадей. Технологии компании хорошо подходят для ритейлеров — искусственный снег не плавится под софитами витрин, он не горюч, не портит товар и может долго сохранять привлекательный внешний вид.
И наконец, для рядового потребителя у Snow Business есть интернет-магазины, работающие в нескольких странах. Так, например, в английском онлайн-магазине к рождеству можно купить сосульки (от £28 за комплект), аэрозоль для нанесения «морозного узора» на стекла (от £17 за баллончик) или специальный набор для создания на искусственном снегу «следов Санты» (£3,45) для введения в заблуждение детей. А можно купить несколько упаковок полимерного снега ( £3,45 фунта за 2 кг — этого хватит на 4 кв. м), засыпать газон перед домом, да еще и поиграть на нем в снежки ( £2,45 за четыре штуки).
Надо сказать, что кроме как в интернет-магазине, прайс-листа на продукцию и услуги Snow Business не существует. Англичане объясняют это тем, что продают не просто снег как товар и даже не технологию, а сам визуальный эффект. То есть клиент должен просто сообщить, имитация какого явления и в каких масштабах ему нужна, а специалисты Snow Business сами рассчитают, что для этого нужно. Сейчас в ассортименте компании более 140 видов различного искусственного снега и льда, а также десятки разновидностей специально разработанных машин для создания эффектов. Хотя многое из ассортимента можно приобрести, детали технологии фирма не раскрывает, так, например, часть оборудования Snow Business не продается — его можно только взять в аренду вместе с техническим персоналом. Не раскрывает фирма и обороты своего снежного дела. Однако если учесть, что расходы на постановочные спецэффекты могут составлять до 30% бюджета фильма, то прикинуть их можно.
Такого подхода к ведению дел придерживаются и партнеры Snow Business в разных странах — компании, работающие на условиях франчайзинга. В США это Snow Business Hollywood, несколько компаний в европейских странах, а также Snow Business Russia в России.
Снежный человек
По словам Дмитрия Коричнева, руководителя и совладельца Snow Business Russia, отсутствие в компании прайс-листа объясняется отнюдь не желанием получить с клиентов больше денег:
— Речь идет о довольно большой номенклатуре материалов и о непростой технологии. И если заказчик сам начнет с этим экспериментировать, то получится не дешевле, а дороже, чем у нас. Вот, например, клиент говорит: «Хочу засыпать снегом 200 кв. м павильона снегом». Он, конечно, может его у нас купить и засыпать: ему это обойдется примерно в $3,5 тыс. Но если он скажет, что снег нужен для съемок в павильоне, где пол светлый, и в кадре должен быть сугроб, в котором будет сидеть ребенок, то цена в итоге будет в десять раз меньше. Просто мы, ориентируясь на то, какую картинку и где заказчик хочет получить, сами скомбинируем материалы так, чтобы это было оптимально: если просто снег — это одна цена; если он и лежит, и падает — другая; а если на нем кто-то сначала должен поскользнуться, а потом проехать автомобиль, оставляя следы,— то третья. Все условия и пожелания клиентов в прайс-листе учесть невозможно.
Как и головная компания, Snow Business Russia лидирует в производстве снежных эффектов, но уже на российском рынке. Об обороте своей компании Дмитрий Коричнев рассказывать не хочет, переводя разговор на уже реализованные проекты:
— Мы работали над многими известными российскими фильмами: в частности, делали снег в «Дозорах», сцену с кружащимся на льду автомобилем в продолжении «Иронии судьбы», имитацию провала под лед в недавно вышедшем «Адмирале». Фильм «Ленинград — город живых» — наверное, самая крупная наша работа по зимним эффектам: там и снег, и лед, и много всего еще. Наш снег снимался в рекламных роликах Samsung, Nescafe, Stimorol Ice и многих других. Из мероприятий можно назвать юбилей радиостанции "Серебряный дождь": там мы летом сделали снежную горку, Владимир Жириновский по ней на санках съезжал. На президентском приеме в Кремле мы делали каток, кроме того, была масса всяких корпоративов в разных городах России и за рубежом — я всего и не помню.
Но даже имея солидный послужной список и именитых клиентов, Дмитрий Коричнев совсем не похож на солидного бизнесмена:
— Меня мало заботит вся эта показуха, а вот мой брат Павел (второй совладелец Snow Business Russia) всегда представительно выглядит,— смеется Дмитрий,— но серьезных факсов на деловом английском мы друг другу не пишем — все больше по-простому. Снежный бизнес является частью нашего бизнеса по производству атмосферных эффектов. Наша студия SFx Studio занимается не только снегом, мы делаем и дождь, и ветер, и туман, работаем с такой штукой, как безопасное стекло,— его можно бить, не боясь порезаться. Постановочные эффекты в кино и не телевидении во многих случаях обходятся дешевле эффектов компьютерных, выглядят натуральнее и дают больше возможностей режиссеру и оператору. Хотя иногда из-за видимой натуральности случаются довольно смешные ситуации. Один раз снимали ролик с участием собак, так они принялись искусственный снег метить. А как-то был сюжет с чукчами и оленями, так эти олени за время съемок весь наш снег вокруг себя поели.
Постоянных сотрудников в Snow Business Russia меньше десяти человек. Дмитрий Коричнев говорит, что этого количества достаточно, чтобы справляться с заказами, и при этом у каждого есть возможность зарабатывать. Как и у английских партнеров, основной бизнес Snow Business Russia связан с кино и телевидением, а также с оформлением различных мероприятий. С торговлей снегом через розницу Дмитрий связываться пока не хочет, говорит, что с этим слишком много хлопот. Хотя рассказывает про своих клиентов из подмосковной Коломны, покупающих у него снег оптом, затем фасующих и продающих его в розницу в качестве украшения.
Никакой специальной рекламы Snow Business Russia не дает — в этом нет нужды. Круг киношников и телевизионщиков узок, и лучшая реклама — это „сарафанное радио“, когда один режиссер или продюсер рассказывает другому о хороших ребятах, умеющих делать снежные эффекты. Иногда Snow Business Russia проводит показательные выступления: например, чтобы продемонстрировать, на что они способны, для режиссера Сергея Соловьева заснежили вагон. Результат мэтру понравился, и Snow Business Russia были приглашены работать над „Анной Карениной“. Определенные результаты дало участие в двух специализированных выставках. И, конечно, изменившийся за последние годы климат добавил клиентов. В том числе и таких, которым не жалко отдать несколько тысяч долларов, чтобы устроить каток и снежную горку на своем загородном участке.
Глядя в окно, на пока что бесснежную московскую зиму, Дмитрий Коричнев рассуждает о перспективах своего бизнеса:
— В Европе или в Америке к таким вещам, как искусственный снег и лед, отношение совсем другое, они уже привыкли к этому. И мы, наверное, привыкнем. Но пока у нас, к сожалению, подавляющее большинство продюсеров серьезно на эффекты в бюджетах не закладываются — нет такой культуры. Даже если не принимать в расчет нынешний кризис, когда многие проекты просто сворачиваются. По-настоящему грамотных людей очень мало, а остальные почему-то считают постановочные эффекты какой-то роскошью. Поэтому и кино получается по сравнению с западным убогое. Вы, возможно, не поверите, но у нас актеров до сих пор на съемках бьют по голове настоящими бутылками. Подрезают, чтобы лучше разбивалось, и лупят. Потому что для продюсера купить специальную безопасную бутылку за тысячу рублей дорого, ведь обычная бутылка ничего не стоит, а актер потерпит. То же и со снегом — появляются какие-то доморощенные технологии, пытаются сами делать снег из макулатуры — он, может, и дешевле, но грязный, желтый. Жадность вообще редко к хорошим результатам приводит. Вот один известный режиссер как-то снимал свой очередной шедевр, а заказанного объема снега ему не хватило. Вернее, снег-то был, лежал в машине, но, видимо, стало жалко несколько сотен долларов лишних потратить, и он приказал уже использованный с пола собирать и по новой заряжать в машину, которая снегопад изображает. А на полу в павильоне оказалось разлито масло, и это масло выпало вместе со снегом на костюмы артистов. Говорят, что один из костюмов ценой около $10 тыс. ему в итоге пришлось купить.