Главная » Компании » Пять пунктов Тимошенко по газу, или Украина снова занялась шантажом

Пять пунктов Тимошенко по газу, или Украина снова занялась шантажом

После нескольких дней уговоров Украина все-таки согласилась пустить международных наблюдателей к своим газопроводам. Эксперты из России, Европы и независимых компаний смогут узнать, сколько газа «Газпром» передал Украине и сколько получили европейские покупатели. Никогда раньше Украина не шла на подобные шаги. Ей было что скрывать — ведь Киев не только воровал газ, но и, возможно, перепродавал его по рыночной цене. Впрочем, в воскресенье стало ясно, что в Москве и в Киеве при посредничестве Евросоюза были подписаны разные документы. Украинский премьер-министр Юлия Тимошенко дополнила «Правила мониторинга транзита» некоей «декларацией», в которой говорится, что Украина не воровала газ и ничего не должна России. Президент Дмитрий Медведев в воскресенье вечером назвал это «издевательством» и распорядился не применять «Правила мониторинга», пока Украина не снимет оговорки. «Газпром» по-прежнему не может отправить наблюдателей, а Европа замерзает.

Поставки газа в Европу возобновятся, но лишь при соблюдении двух условий, жестко произнес в воскресенье Дмитрий Медведев во время рабочей встречи с вице-премьером Игорем Сечиным. Первое условие таково: «наличие подписанного всеми сторонами документа, который текстуально соответствует документу, подготовленному, согласованному и подписанному российской стороной». Речь идет о «Правилах мониторинга транзита» — бумаге, регламентирующей действия наблюдателей, которые контролируют объемы поставок газа через Украину. Второе условие — физическое присутствие этих самых наблюдателей на газоизмерительных станциях.

Что имел в виду президент, говоря о «текстуальном соответствии»? Как выяснилось, «Правила… » для России и Украины оказались разными.

«В документе еще отсутствуют некоторые подписи»

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер был готов подписать документ еще в четверг, когда он был в Брюсселе на переговорах с членами Европейской комиссии и главой национальной компании «Нафтогаз Украины» Олегом Дубиной. Если бы так и случилось, газ в европейские страны пошел бы уже в субботу. Но тогда украинская делегация согласилась пустить к себе только представителей Еврокомиссии. Хорошо ли чиновники из Брюсселя разбираются в газовом оборудовании — большой вопрос, и Россия настаивала на включении в группы мониторинга экспертов от компаний — покупателей газа, независимых наблюдателей и представителей России. Согласовать позиции сторон взялся премьер-министр председательствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек.

Именно для этого он в субботу прилетел в Москву. В последние дни на Тополанека свалились сразу две беды: война в секторе Газа и скандал с поставками российского газа. В этот момент от него требовалось не выглядеть слишком бледно на фоне французского президента Николя Саркози, который за предыдущие полгода председательства Франции в ЕС изо всех сил заявлял о себе как о видном антикризисном деятеле.

Несколько бледный Тополанек (говорят, мотаясь между Москвой и Киевом, он в итоге не спал двое суток) оказался в подмосковной резиденции Путина «Ново-Огарево» в субботу в полдень. Часов через пять протокол согласовали. Хотя ни у Путина, ни у Тополанека уверенности в том, что украинцы подпишут этот документ, на тот момент не было никакой.

На пресс-конференции, последовавшей после подписания, говорил по большей части Путин. Тополанек же в основном улыбался.

— Мы понимаем драматическую ситуацию, сложившуюся в ряде стран Европы из-за авантюристического решения украинского руководства прекратить транзит российского газа, по сути ввести газовую блокаду Европы! — Путин решил начать с обвинений, на которые Тополанек отреагировал усталой усмешкой: мол, то же самое я слышал в Киеве. — Наша позиция по возобновлению транзита российского газа через украинскую территорию абсолютно ясна и понятна: мы сделаем это незамедлительно после того, как будут размещены международные наблюдатели в пунктах входа и выхода газа на границах России и Украины и, соответственно, на территории самой Украины и России. Эти наблюдатели должны будут в соответствии с документом, который мы согласовали, разместиться и на территории европейских стран. Только таким образом мы сможем гарантировать законтрактованные поставки российского природного газа европейским потребителям.

В очередной раз заявив, что «существуют две проблемы» — условия поставок газа для Украины и его транзит в европейские страны, — Путин не забыл напомнить и о важности «подлинной диверсификации путей доставки» российских энергоносителей в Европу, то есть о необходимости строительства «Северного потока» и «Южного потока».

— Господин Тополанек сообщил сегодня, что ему удалось усадить за один стол и президента Украины, и премьер-министра, и я отдаю должное его политическим способностям, — вдруг сменил тему Путин, в поведении которого было столько задора и самоуверенности, что даже сложно припомнить, когда еще он в последнее время был таким же. Может, в те секунды, когда во время «Прямой линии» его спрашивали о том, как именно он собирался разобраться с Саакашвили. Теперь на очереди был Ющенко. — Если господин Тополанек еще и некоторых других представителей политической элиты усадит за один стол, то это будет просто проявлением высшей степени способностей!

Тополанек скромно улыбнулся.

— Вношу дополнительные предложения, — продолжил Путин. — Считаю возможным и целесообразным присутствие на всех точках контроля представителей средств массовой информации, как украинских, так и российских, европейских.

Тополанек улыбнулся удивленно.

— Я благодарю господина Путина за очень оперативный подход в решении вопроса ускорения поставок газа в ЕС, — заговорил чешский премьер. — Я очень трезво отношусь к подписанию этого документа, потому что там еще отсутствуют некоторые подписи…

— Поскольку господин Тополанек приехал к нам из Киева и привез документ, с которым мы фактически полностью согласились, я исхожу из того, что и в Киеве сегодня этот документ будет подписан, — все же настаивал Путин. — Не вижу оснований не подписывать эту бумагу!

Но Тополанек даже не скрывал, что никакой надежды на адекватность украинского руководства у него нет: в ответ на слова Путина он уже откровенно засмеялся.

Пять пунктов Тимошенко

Окончательно развеселившийся Тополанек из «Ново-Огарево» опять отправился в Киев. Там его переговоры с главой правительства Украины Юлией Тимошенко тоже затянулись далеко за полночь. К прессе уставшие политики вышли почти в два часа ночи в воскресенье. Чешский премьер в категорических выражениях дал понять, что теперь все препятствия для поставок газа в Европу сняты.

— Сейчас ничто не препятствует возобновлению транзита газа через Украину в страны ЕС. Украина выполнила все условия, чтобы Россия возобновила поставку газа, — подчеркнул Тополанек. — Россия начнет поставки газа после размещения международных экспертов на всех необходимых объектах. Я думаю, что через 36 часов газ в европейских странах будет.

Однако Тимошенко сразу же дала понять, что поставила подпись совсем не под теми «Правилами… », которые Тополанек согласовал в Москве. Первоначально документ оговаривал состав экспертных групп и перечислял пункты контроля, где будут работать наблюдатели. Но за несколько часов в Киеве появилась некая декларация — пять очень политизированных пунктов.

— Нам сегодня передан документ с украинской подписью, но подпись эта сопровождается оговоркой о том, что к этому документу должна прилагаться какая-то декларация, — заявил глава МИД Сергей Лавров на встрече с Дмитрием Медведевым.

Текста этой декларации нет, о ее содержании известно лишь со слов Юлии Тимошенко, сказанных ею сразу после подписания.

— Пункт первый: Украина была и остается надежным транзитером газа и не останавливала поставки газа в Европу. Второй: Украина с 1 января 2009 года не брала несанкционированный газ, весь газ был доставлен в Европу. Третий: Украина — не должник и до копейки рассчиталась за 2008 год. Четвертый: Украина была инициатором приглашения международных экспертов для контроля за украинской газотранспортной системой. Пункт пятый: мы были и остаемся конструктивной стороной в переговорах с РФ до подписания соглашения на 2009 год или стратегического соглашения на базе меморандума, подписанного в октябре 2008 года, — заявила Юлия Тимошенко.

Словом, старая песня: ничего не знаю, никакого газа не было. Получается, что Украина снова занялась шантажом: мы пустим наблюдателей, а в обмен Евросоюз должен признать, что никакого долга и воровства не было. Неужели Тополанек на это пошел, хотя еще на прошедшей неделе упорно отказывался вмешиваться в спор «Газпрома» и «Нафтогаза», называя его сугубо «коммерческим»? Неизвестно, поставил ли он свою подпись под декларацией, т.к. подписанные в Киеве документы Украина — в своих лучших традициях — никому не показывает. Не хочет даже прислать по факсу в «Газпром», который, по словам Владимира Путина, уже понес убытки на сумму около 800 млн долларов.

Россия не будет выполнять договоренности, с ней не согласованные, заявил в воскресенье Дмитрий Медведев.

— Иначе как издевательством над здравым смыслом и нарушением ранее достигнутых договоренностей не могу назвать такого рода оговорки и приложения к ним, — сказал президент. — Эти действия, по сути, направлены на срыв имеющихся соглашений по контролю за транзитом газа, они носят провокационный и деструктивный характер.

Значит конфликт далеко не исчерпан.

Кому выгоден газовый конфликт

Глеб Павловский,
президент Фонда эффективной политики:

— Поскольку газовый конфликт запустила Украина, то, видимо, ей он и выгоден. И понятно, что это в первую очередь не экономическая, а политическая выгода. Просто есть две стороны вопроса: переговорный процесс «Газпрома» и Украины, который всегда почему-то затягивается до 31 декабря, и отдельная политическая игра Украины. Особой политической игры России в данном случае я не усматриваю, поскольку, собственно говоря, у России нет ставок.

Дело в том, что Россия и Украина рассматриваются на Западе принципиально неравновесно, что не учитывает Москва. Украина не рассматривается как самостоятельный игрок. Она рассматривается либо как игрок, строящий политику исключительно с оглядкой на Москву, пусть и с враждебной, либо как часть российской зоны влияния. А раз так, то и ответственность за конфликт по западной логике несет не Украина. Это очень хорошо учитывает Ющенко.

Михаил Погребинский,
директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Кроме внутриукраинских противоречий газовый конфликт — это еще и результат системного выбора Украины в лице президента, его команды и значительной части элиты вектора развития, направленного в сторону от России. Внутри Украины с политической точки зрения газовый конфликт выгоден прежде всего президенту Ющенко, причем он достиг своих целей, главная из которых — не дать возможность заработать очки Юлии Тимошенко. Он помешал заключить приемлемое для Украины соглашение, а теперь вряд ли такие хорошие соглашения могут быть подписаны. Кроме того, он заинтересован в усилении антироссийских настроений, в создании из России «образа врага».

Думаю, конфликт отвечает интересам и той части российской элиты, которая во главу угла ставила необходимость убедить Европу в ненадежности Украины и в том, что нужно строить газопровод «Северный поток».

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС

К чему приведет нынешний этап газовой войны Украины и России?

42% К попытке устроить антироссийскую кампанию, произвольно повышая цены на газ для населения

28% В кратчайшие сроки построят новые газопроводы

23% Украина окончательно потеряет авторитет в Европе

7% К уходу Ющенко

В опросе приняли участие 4010 человек.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.