Главная » Компании » Принуждение к газовому транзиту, или Как Владимир Путин договорился с Юлией Тимошенко

Принуждение к газовому транзиту, или Как Владимир Путин договорился с Юлией Тимошенко

Премьер-министр Владимир Путин в минувшую пятницу начал отчаянную схватку с «газовым кризисом». Закончилась она в ночь на воскресенье. За все это время — почти двое суток — Путин спал меньше трех часов. Остальные почти что сорок за ним, не переставая, следил корреспондент «Известий».

Двухдневная поездка Путина в Берлин и Дрезден планировалась давно и обещала быть приятной. Но все вдруг «испортила» Юлия Тимошенко. Накануне вылета в Берлин стало ясно, что она готова в субботу днем приехать в Москву, и ради такого события Путин меняет график поездки в Германию.

… Зубные имплантологи, собравшиеся на свой съезд в берлинском отеле Ritz Karlton, спокойно пили разливное пиво и рассматривали друг у друга на стендах коронки и штифты. Когда дантисты вдруг увидели, что к ним по лестнице поднимается Путин, у них отвисли челюсти. Премьер между тем спокойно скрылся в малоприметной боковой комнате, где его уже ждали руководители крупнейших европейских партнеров «Газпрома» — главы компаний Eni, Gaz de France и Ruhrgas.

— Они просят у нас 140 миллионов кубометров газа в экспортную газотранспортную систему, — начал рассказывать Путин про сущность украинских пожеланий. — И еще они просят 21 миллион кубометров газа в день для компрессорных станций… Причем в письме, которое мы получили, они предлагают нам передать все это имущество — а оно в I квартале 2009 года оценивается примерно в 730 млн долларов — в собственность украинской газовой компании, обещая потом рассчитаться, но на каких условиях и когда «потом», они, к сожалению, не пишут! Мы предлагаем разделить риски. Создать что-то вроде консорциума: вложить туда необходимые денежные средства и поставить этот газ Украине с целью обеспечения транзита российского природного газа европейским потребителям.

И это при том, что по идее технологический газ — забота исключительно самого транзитера. Украина о нем и «позаботилась», изъяв из трубы и направив на свои собственные нужды.

— Речь идет сейчас не о консорциуме, — отрезала на пресс-конференции германский канцлер Ангела Меркель. — Речь идет о некоей подготовительной фазе, с которой можно было бы вновь начать поставки в Западную Европу…

Если прибавить ко всему сказанному и посыпавшиеся из Киева заявления о том, что отношения между «Нафтогазом» и «Газпромом» должны быть исключительно без посредников, берлинская операция Путина, призванная вживить в российско-украинские газовые отношения «имплант» в виде международного консорциума, обрушив таким образом риски газового сотрудничества с Украиной и на Европу, превращалась в недовыполненную. Все-таки эта ловушка была слишком очевидна как для украинцев, так и для европейцев.

«Пишите что хотите!»

Из Берлина Путин отправился в родной Дрезден, где перво-наперво переоделся в смокинг с бабочкой и направился в знаменитую государственную оперу Дрездена — получить «Саксонский орден благодарности». А ближе к ночи он появился в шикарном отеле Kempinsky, сменил бабочку на галстук и отправился на встречу с главными редакторами ведущих германских СМИ.

— Какие перспективы решения газовой проблемы? — сразу же спросили немцы у Путина.

— Вообще я оптимист. И если вы меня спрашиваете, какие перспективы я вижу, то в конечном итоге я вижу, что придется нам всем договориться…

— После долгих споров они нам сказали, что за 250 покупать не будем, а 250 — это без права экспорта! — Путин потихоньку заводился, каждый раз для наглядности рисуя произнесенную цифру на бумаге, и показывал затем листок слушавшим его немцам. — Мы сказали им: ладно, 250 с правом реэкспорта! Хрен с вами! — вскричал Путин. — Они опять отказались. Что нам делать уже?!

— И все-таки, может быть, вы найдете способ пойти украинцам навстречу до того, как мы останемся на морозе? — не успокаивались немцы.

— Все, что я об этом говорю, — абсолютная правда. Не верите — поговорите с другими, кому вы доверяете! — и Путин опять, уже который раз в этот день, принялся подробно излагать причины и поводы конфликта. Рассказ этот растянулся часа на три, после чего один из немцев как ни в чем не бывало спросил: «Что же делать с испорченным в результате газового спора имиджем России?»

— Нужны объективные подходы, понимаете? — вскипел Путин. — Чего здесь непонятного в нашей позиции? Есть ли хоть один вопрос, который вызывает у вас сомнение? Не знаю, что вы там напишете — пишите, что хотите, — но уверен, что внутри каждый здесь сидящий не может не понимать, что наша позиция абсолютно справедлива!

— Когда сегодня вы с Меркель выступали перед журналистами, она сказала, что не бывает такого, что только одна страна виновата, и этими словами она отвечала чувству, которое в Европе достаточно широко распространено: часть вины за этот кризис ложится на Украину, но часть — и на Россию… — тут же заметил еще один немец.

Это уже был предел. Три часа он им объяснял! Путин не выдержал и начал что-то запальчиво доказывать окружившим его немцам на немецком. Переводчик попытался было вклиниться и перевести на русский, но Путин жестом ему показал: мол, хватит, не надо уже, и продолжил без остановки сыпать немецкими фразами…

— Сколько часов вы спите? — спросил его кто-то в конце концов.

— Сейчас осталось три с половиной, — взглянул Путин на часы. А вообще сплю шесть… Спасибо вам большое…

Похищение премьера

А Путину уже через несколько часов, к полудню, надо было быть в Москве, чтобы встречать в Белом доме Юлю. В итоге Тимошенко, в черном платье с эффектной молнией на всю спину, пожала руку Путину в начале пятого.

Премьер перекинулся с ней парой слов, после чего завел себе за спину, как бы заслоняя от следовавших за ней членов делегации, и принялся им объяснять, что «сейчас мы поедем, там пообщаемся, а потом вернемся», после чего немедля, прихватив с собой покорную Юлию, покинул Белый дом.

Это было самое странное исполнение протокола встреч, которое когда-либо приходилось видеть: украинская делегация, в том числе и глава «Нафтогаза» Олег Дубина, пребывала в настоящем шоке и чуть не плакала. Не менее растерянным, наблюдая за этим «похищением», выглядел и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Оказалось, премьеры отправились в Кремль. С тем чтобы через пару часов вернуться.

В итоге вернулись в десятом часу вечера. Проговорив еще часов пять, уже в воскресенье Путин с Тимошенко вышли к телекамерам и сообщили, что договоренность достигнута: в 2009 году Украина получает газ с 20-процентной скидкой от европейской цены, то есть примерно по 360 долларов за тысячу кубов (как говорится, «хрен с вами!», а Россия получает транзит по цене 2008 года. С 2010 года Россия и Украина полностью переходят на европейские цены. Договоренность по ценам для самой Украины — это еще не транзит, но это то, без чего Украина поставки газа в Европу осуществлять категорически не намерена.

— Переговоры были очень нелегкие, — вздыхала Тимошенко. — Мы дали поручения до понедельника подготовить весь пакет документов и оформить все так, как это было сейчас договорено. Сразу после подписания всех документов будут восстановлены все потоки транзита российского газа в Европу.

Можно было бы считать, что достигнутые договоренности в целом — это победа Путина над Украиной и, конечно, победа Тимошенко над Виктором Ющенко. Можно было бы — если бы была уверенность в мандате Тимошенко на ведение переговоров в Москве, если бы знать, что президент Украины обязательно согласится с этими договоренностями. То есть если бы Украина не была Украиной.

Так что компенсировать недосып Путин может только когда газ действительно пойдет напрямую в Европу.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.