Украинское правительство с первого июля 2008 года планирует в два раза повысить акцизный сбор на этиловый спирт. Соответствующий проект закона разработало Министерство финансов.
Напомним, что последнее повышение фиксированной ставки акцизного сбора на этиловый спирт уже было введено с первого января 2008 года. Новый документ предусматривает повышение цены с 21,5 до 30 гривен за литр чистого спирта. В дальнейшем с первого января 2009 года сбор вырастет до 39 гривен.
Логика действий правительства вполне понятна – необходимо искать дополнительные источники наполнения бюджета и снижать потребление населением алкоголя. Казалось бы, все просто: денег в госказну теперь будет поступать в десятки раз больше, а украинский потребитель после повышения цен на алкоголь, которое непременно наступит с увеличением акциза, будет пить в десятки раз меньше. Только за 2007 год поступления в бюджет от уплаты акцизного сбора от водки и ликеро-водочных изделий составили 2 млрд 915 млн гривен.
Мы попробовали разобраться вместе с экспертами и экономистами, действительно ли так все радужно с перспективами принятия данного законопроекта и пришли к выводу, что на самом деле документ у Минфина получился довольно противоречивый.
По данным Минздрава ежегодно в стране от отравления суррогатным алкоголем умирает около 10 тысяч человек. Согласно данным СОВАТ доля теневого рынка алкоголя в Украине составляет 22 процента. Сегодня качественный, брендированный алкоголь занимает около 80 процентов рынка. Эксперты подсчитали, что после повышения акциза, его доля сократиться примерно до 50 процентов. Скорей всего правительству и министрам также известны эти цифры, и они свято верят, что именно настолько меньше в стране будут потреблять алкоголя. Нет. Именно настолько вырастет доля теневого рынка алкоголя, то есть пить меньше не станут, а вот что будут пить – неизвестно. Потребители будут искать более доступные напитки, а рычагов влияния на рынок контрафактной продукции и эффективных методов борьбы с ней в стране нет. Цена, которую заплатит государство за принятие подобного законопроекта – увеличение смертности от отравления суррогатным алкоголем.
По расчетам экспертов, принятие законопроекта, неизбежно приведет к спаду производства в алкогольной отрасли. При этом политики говорят о том, что государство сможет заработать больше и направить эти средства на решение социальных проблем. Повышение акциза в два раза не означает равнозначного увеличения поступлений в бюджет, — это первый курс университета. Даже с учетом подорожания алкоголя, сокращение его производства приведет исключительно, к снижению поступлений в бюджет, а планируемые акцизные изменения будут «на руку» только теневому рынку.
Если такими мерами власти таки хотели сократить потребление алкоголя в стране, то снижение стоимости лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками до 250 гривен за каждое место, выглядит, по меньшей мере, странно. Сейчас право на торговлю алкоголем в городах стоит восемь тысяч гривен и 500 гривен в селах. Хотя в цивилизованных странах напротив политика государства направлена на стимулирование продажи алкоголя только через крупные магазины, специализированные точки торговли и супермаркеты.
Сегодня эксперты рынка сходятся во мнении, что законопроект недоработан. В нем не учтены меры по борьбе с контрафактным алкоголем, доля которого увеличится в десятки раз. Необходимо внести поправки и зафиксировать минимальную цену на алкогольную единицу товара, чтобы данный продукт, легального производства, был доступен всем слоям населения. Иначе, принятие подобного законопроекта приведет только к перераспределению рынка алкоголя, с увеличением доли теневого. Государство как монополист в сфере производства спирта, сегодня продолжает поставлять сырье для теневого рынка, однако об ужесточении контроля над оборотом спирта в проекте также не сказано ни слова.
Кстати, то, что придумал Минфин – не ново. Подобный же путь прошла недавно соседняя Россия – в которой после введения завышенных ставок акцизного сбора, произошел неконтролируемый рост суррогатного алкоголя и снижение производства легальной водки. Дополнительного наполнения российской казны также не произошло, хотя ожидалось. Тридцать тысяч россиян ежегодно умирают от отравлений контрафактом, в Украине, после введения законопроекта, цифра будет не намного меньшей.
Директор ассоциациии Союза оптовиков и производителей алкоголя и табака Владимир Демчак: «Сегодня минимальная цена легального алкоголя не может быть ниже 13,25 гривен. Все что ниже этой цены, указывает на то, что у производителя не все в порядке с уплатой налогов и качеством продукта. И в это же время в магазинах продается водка за восемь-десять гривен. Как такое может быть и как на ºтом фоне можно повышать акциз? В результате мы получим глобальное увеличение теневого рынка алкоголя».
Заместитель председателя комитета производителей алкоголя Роберт Гулиев: «Увеличение акцизного сбора для коньячной отрасли в четыре раза — это беспрецедентное повышение, направленное исключительно против отрасли. Насколько нам известно, лоббируют повышение акциза на столь значительную величину те, кто занимается производством крепленых вин, проще говоря, шмурдяка. Повышение акцизов на водку в два раза и на коньяк в четыре раза на некоторое время выведут эти два продукта из сегмента потребления. Эту нишу заполнят дешевые крепленые вина, содержащие до 18 процентов спирта»