Если верить социологам, большинство из нас осознанно предпочитают российское — будь то овощи, обувь или автомобили. А тут еще кризис и рост стоимости иностранных валют, что неизбежно ведет к удорожанию импорта. Остается вопрос: сможет ли отечественный производитель воспользоваться моментом и потеснить иностранцев хотя бы там, где ему по идее не должно быть равных. Например, в сегменте продуктов питания, традиционных для наших краев.
По данным опроса ВЦИОМа 93% россиян и москвичей в частности считают, что отечественные продукты легко смогут заменить импорт. Почти 70% опрошенных, придя в магазин или на рынок, целенаправленно выбирают российские продукты питания. Что такое ярмарки выходного дня, ярмарки меда — москвичам рассказывать не нужно. Огромная популярность этих ярмарок не в последнюю очередь вызвана тем, что там торгуют только российскими и белорусскими товарами, причем непосредственно их производители. В городской администрации отмечают, что на ярмарках выходного дня запрещена реализация любых импортных товаров, пива и алкоголя, табака.
В декабре в Москве с огромным успехом прошла выставка «Покупайте российское». В ней приняли участие более 450 компаний из 50 регионов России. На днях завершила работу крупнейшая выставка производителей продуктов питания Продэкспо-2009. Из 1800 участников больше половины — порядка 1000 — отечественные предприятия пищевой промышленности. Интерес у публики к таким выставкам огромный — москвичи с энтузиазмом дегустируют сыр, колбасу, сладости, кисломолочные продукты, выпечку российских пищевиков. Самые дотошные записывают названия товаров и имена производителей — «чтобы потом в магазине не растеряться», пояснила одна посетительница Продэкспо. И она права. Действительно, многое из представленного на выставке продается в столичных магазинах.
— Минсельхоз России оценил долю Москвы в нацпроекте развития агропромышленного комплекса примерно на уровне 25%, — комментировал агентствам мэр Юрий Лужков, — 25 московских агрохолдингов вложили 50 млрд рублей в 130 крупных структур в регионах России. Так мы решаем задачу по самостоятельному обеспечению продовольствием города.
По статистике отечественный производитель обеспечивают столицу зерном на 70%, картофелем на 80%, молоком и мясом на 50%. Правда, самый востребованный вид мяса, говядина, у нас импортная на 70%. Зависимость от импорта по животному маслу составляет 50%. Мы закупаем сухое молоко, сырье для соков и другую продукцию. Рост курса валют, которыми закупщики расплачиваются с зарубежными поставщиками, неизбежно приведет к росту цен. Поэтому не исключено, что по отдельным наименованиям иностранные производители получат преференции.
— Сельхозпроизводители опасаются снижения ряда барьеров на импорт некоторых продуктов питания, — заметил депутат Мосгордумы Игорь Антонов. — Надо предпринимать все меры, чтобы не пострадал российский производитель.
Возможны и контрмеры.
— Буду поддерживать подъем цен на сырье в сельхозпроизводстве, — сказал Юрий Лужков на выездном заседании Российской академии сельхознаук в Калужской области. — Если этого не сделать, снова будут вырезать скот, и мы опять получим 94-й, 95-й год.
Если посмотреть на ассортимент среднего московского супермаркета, обнаружится, что доля российских продуктов составляет не более 40%. Понятно, что сложносочиненные приправы, экзотические виды растительного масла, изысканный шоколад, манго с авокадо и еще множество импортной продукции, наполняющей ассортиментную линейку супермаркета, не отнесешь к товарам первой необходимости. При этом эксперты прогнозируют падение продаж такого рода продукции (условно — премиум-класса) и смещение ассортиментной политики торговцев к более дешевым наименованиям. Словом, отечественный производитель продуктов питания, имея серьезную поддержку государства и потребителя, благодаря кризису получает возможность не только сохранить свои позиции, но и вытеснить иностранных конкурентов. Ведь после дефолта 1998 года именно пищевая промышленность обогнала другие отрасли по темпам роста. Например, молочная промышленность, десятилетиями пребывавшая в упадке, начала развиваться именно после дефолта. Появились новые предприятия, пришли крупные иностранные инвестиции. И сегодня российские молочники конкурируют только между собой. Импортное молоко покупатель просто игнорирует.
С тем же патриотическим энтузиазмом москвичи относятся к российским лекарствам, посуде, стройматериалам. Другое дело — одежда, бытовая техника. Здесь у нас издавна проблемы. Не более 40% потребителей отдают предпочтение российским товарам. Хотя встречаются исключения — липецкие холодильники «Стинол», например, в своей ценовой нише конкурентов не имеют. В сегменте легкой промышленности тоже есть отечественные «бриллианты». Скажем, качественная и популярная обувь Ralf Ringer попала в почетный и печальный список брендов — жертв китайских подделок. Обувь этой марки производится только в России, поэтому китайские контрабандисты снабжали этикетки соответствующей надписью. Это позабавило горно-алтайских таможенников, вскрывших груз из Китая с надписью «Сделано в России».
Наш текстиль остается неконкурентоспособным. На эту тему высказался недавно президент Дмитрий Медведев. По его словам, на внутреннем текстильном рынке контрабанда составляет около 50%. Медведев предложил заняться качественной модернизацией отрасли и использовать зарубежный опыт, в том числе Китая, Гонконга, Германии, Турции, других стран, которые «буквально за 10 лет обновили парк станков». Зарубежный опыт действительно полезен. По данным Всероссийской организации качества, в Китае легкая промышленность получает беспроцентные ссуды на 10 лет. Во Франции по закону 60% реализуемых в стране товаров должны быть отечественного производства. В Индии введена строгая уголовная ответственность за фальсификацию продукции.
Наконец, отечественные автомобили, сколько их ни критикуй, все равно лидируют в спросе. На «российской сборке» и российских брендах колесят 80% россиян. Кто-то из чувства патриотизма, кто-то из экономии. Но, к сожалению, никто из соображений надежности и безопасности «Жигулей» и «Волг». Российскому автопрому отвоевывать рынок не нужно — он и так лидер. У него другая задача — удержать потребителя. Единственный путь — повышение качества.
— Мы держим курс на возрождение российского автопрома, — сказал депутат Мосгордумы Андрей Метельский. — Нам не нужен хлам на дорогах, нам нужна высококлассная техника, и конечно же эту технику должны создать мы — граждане России.
ОПРОС
«Правительство сейчас обязано помочь бизнесу»
Смогут ли россияне прожить без импортных товаров, спросили мы у депутатов Мосгордумы
Евгений Герасимов:
— Любовь к импортным товарам — пережиток советских времен. Тогда мы думали, что там — за границей — товары качественнее и полезнее. Но сейчас у людей есть реальная возможность сравнить «их» и «наше» и понять, что отечественные товары зачастую ничуть не хуже и при этом дешевле. Я сам покупаю только отечественные продукты питания. А вот одежду пока предпочитаю импортную. Но если промышленность перестроится и начнет производить конкурентоспособные рубашки и костюмы, то с удовольствием буду их носить. Я уверен, что сейчас наш бизнес может сильно подняться, отбив клиентов у западных конкурентов. Главное, дать ему этот шанс.
Инна Святенко:
— Нужно покупать российские товары. В первую очередь продукты. Колбасы у нас точно лучше. И конфеты. Кроме того, у нас в стране нужно восстанавливать рецепты русской косметологии. Та косметика, которой пользовались наши бабушки, куда лучше современных западных разработок. В нашей стране вообще делают превосходные товары. У нас отличная обувь. Мои дети ходят только в отечественных ботинках — в ней натуральная стелька и есть супинатор. Хотя я не навязываю свое мнение. Каждый сам в праве решать, что есть и что носить.
Андрей Ковалев:
— Правительство сейчас обязано помочь бизнесу. Если предприниматель строит новый завод, открывает новые линии или хочет расширить производство, то его нужно, как минимум, освободить от налогов. Да и москвичам было бы неплохо перейти на отечественные продукты питания. Я вот ем капусту и морковку. Диета у меня такая. С Нового года сбросил 10 кг. Овощи покупаю только отечественные. Пусть они не такие красивые, зато полезные. Костюмы и рубашки тоже заказываю в наших ателье. Качество не хуже.
Александр Крутов:
— А мне не важно, где произведена вещь, мне важно — как. Я люблю итальянское вино, бельгийский шоколад и швейцарский сыр, потому что они лучше и вкуснее российских. Электронику я опять же покупаю только импортную. Японцы делают ее лучше. Да — у нас тоже есть заводы, мы тоже делаем телевизоры и компьютеры. Но посмотрите на них. Если бы наша продукция отличалась оригинальностью, а не была бы клоном, то я покупал бы ее, а так не буду. Все должно быть разумно. Не стоит слепо покупать плохие российские продукты. Зачем? Чтобы никудышные производители получали прибыль? Нет уж. Так мы только погубим нашу промышленность.