Пекин пытается укрепиться на рынке ЕС, обещая взамен покупать европейские товары. Для Китая снижение спроса на внешних рынках чревато не только резким падением государственных доходов, но и социальными волнениями. Поэтому китайцы обещают Евросоюзу увеличить закупку европейской продукции. Но эксперты считают, что мировой кризис неизбежно приведет к торговым войнам между Китаем, Европой и США.
В Европу прибыла большая делегация из Китая, состоящая из членов правительства и бизнесменов. Возглавляет делегацию министр торговли Китая Чэнь Дэмин. Задача, которую ставит перед собой группа, – подписать импортные контракты на сумму в 15 млрд долларов, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Кризис неизбежно станет причиной торговых войн» В ходе поездки китайская делегация посетит Германию, Швейцарию, Испанию и Великобританию. Страна намерена закупить в Европе авиадвигатели, легковые автомобили, станки, железнодорожное оборудование и оливковое масло. Ранее подобная делегация побывала в США, подписав импортные контракты на десятки миллиардов долларов.
Как отмечает американская газета The Wall Street Journal Europe, Пекин обеспокоен тем, что экономический кризис способен привести к установлению рядом западных стран торговых барьеров на пути импорта из Китая. Нынешняя поездка государственной и деловой делегации КНР призвана подчеркнуть приверженность Китая свободному рынку и принципам международной торговли, отмечает издание.
Эксперты утверждают, что кризис неизбежно станет причиной торговых войн между странами.
«В принципе, торговые войны существуют уже сейчас. Одними из крупнейших являются американо-китайская и европейско-китайская», – сказал ВЗГЛЯДу эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Китай серьезно укрепился на рынках ЕС и США. Искусственно занижая стоимость юаня, он добился конкурентного преимущества перед европейскими и американскими товарами, рассказал эксперт.
«Вопрос об искусственном снижении национальной валюты являлся основной проблемой и объектом переговоров как между представителями Вашингтона, так и представителями Брюсселя», – добавил Абзалов.
Китай уже давно стал серьезным конкурентом для западных производителей. Это привело к тому, что европейские и американские бизнес-структуры в условиях кризиса начали давить на национальные правительства, требуя ввести заградительные меры и защитить внутренние рынки. Ситуация сейчас такова, что китайцы могут остаться без ключевых рынков сбыта, поэтому Пекин «пытается всеми возможными средствами сохранить коридоры в Европу и на американский рынок», рассказал эксперт.
У желания Китая обеспечить себе рынки сбыта во время кризиса есть и социально-политическое объяснение. По мнению Абзалова, в Китае существует большая вероятность социальных протестов. «Китайская экономика очень сильно зависит от экономического роста, который обеспечивается за счет увеличения экспорта. Даже все внутренние проекты не смогут заместить спрос на внешних рынках. В случае снижения спроса под вопрос встанут не только доходы китайской казны, но и социальная стабильность. Экономика страны начнет тормозить, благосостояние будет падать. Это приведет к недовольствам», – пояснил эксперт.
Однако Китай вряд ли сможет создать для европейских компаний большой спрос. Более того, по мнению Абзалова, надеяться на спрос на внутренних рынках Китая европейцам не стоит. «Дело в том, что в Китае вообще не развито потребление. В Поднебесной очень мало социальных гарантий для населения. Благосостояние китайцев складывается в основном за счет накоплений. Без внутреннего потребления продавать на китайском рынке европейские товары будет неэффективно. Разумеется, китайцы будут отдавать предпочтение национальным продуктам. Это связано просто с дешевизной их производства», – добавил Абзалов.
Тем не менее, как полагает эксперт, существует ряд компаний, которым выход на закрытый китайский рынок был бы выгоден: предприятия ВПК (Китай является одним из крупнейших заказчиков) и атомного машиностроения, торговые сети, которые за счет узнаваемости бренда могут существенно укрепить свои позиции на китайском рынке. «Также было бы интересно выйти на рынок Поднебесной банковским структурам. Учитывая то, какая колоссальная у китайцев тяга к сбережениям, это было бы золотое дно», – добавил Абзалов.
Но Европе может дорого обойтись доступ на китайский рынок. «Если Европа не закроет рынки, то на фоне укрепляющегося евро она просто не сможет конкурировать с китайской продукцией», – сказал эксперт.
Дело в том, что китайцы традиционно начинают с наиболее дешевых товаров, потом, постепенно улучшая качество, выдавливают производителей на более высоких уровнях. Во время экономических кризисов граждане, как правило, переходят на более дешевые продукты, а это как раз было бы очень выгодно китайским компаниям. Таким образом, товары из Китая могут просто заполонить Европу и задушить ее национальные экономики. «Поэтому мне представляется, что Европа не откроет неограниченный доступ к своим рынкам», – заключил Абзалов.
Евросоюз уже сейчас является крупнейшим торговым партнером Китая. А Китай стал для ЕС вторым по величине рынком сбыта собственной продукции. В 2008 году объемы двусторонней торговли между ЕС и Китаем увеличились на 19,5% до 425,6 млрд долларов. Профицит торговли Китая с ЕС по итогам года составил 160 млрд долларов. Общий профицит торгового баланса Китая в 2008 году был равен 295,5 млрд долларов.