Премьер пообещала французам доступ к украинскому урану. Во второй раз. Первый раз не случилось. Не случится и сейчас. Юлия Тимошенко вновь пообещала французам доступ к украинскому урану.
Во время визита во Францию премьер заявила, что лучшим партнером для Украины будет французская компания Areva, представители которой выразили готовность освоить украинские урановые руды, с целью обеспечения нашей энергетической независимости.
Отметим, что схожие слова звучали 4 года назад — в 2005 году. Тогда Юлия Тимошенко, пребывающая на посту премьер-министра, заявляла, что французская компания Areva готова сотрудничать с Украиной в разработке украинских месторождений урановых руд и циркония, что позволит нашей стране самостоятельно производить ядерное топливо. Тогда даже был подписан протокол о намерениях.
Собственно, на этом все дело по большому счету и закончилось. Французы время от времени напоминали заявлениями о том, что добыча урана им крайне интересна, но рубикон практического сотрудничества так и не был перейден.
Более того, та же Юлия Тимошенко, уже во время своего второго премьерства, выступала за совместную разработку месторождений урана с россиянами. «Совместное освоение месторождения урана и циркония — один из приоритетов украинско-российского сотрудничества в сфере атомной энергетики» — заявляла она еще совсем недавно, в апреле 2008 года.
Получается, либо Юлия Тимошенко обещает и французам и россиянам одни и те же месторождения, точно не зная, кому их предоставить, либо вешает «лапшу на уши» то ли Саркози, то ли Путину. При любом раскладе это выглядит достаточно смелым шагом.
И россияне, и французы традиционно хотят получить доступ к украинскому урану. При этом, у РФ из-за особенностей поставок ТВЭЛ, шансов для этого несравненно больше. Ведь Украина завязана на российском топливе, а Россия на украинском сырье. Французы же просто хотят получить сырьевую базу, не присутствуя до этого на украинском атомном рынке. Поэтому предоставление преференций, пусть даже на словах, одной из сторон живо вызывает негативную реакцию у конкурента.
Особенно это актуально сегодня. Отметим, что именно сейчас между Areva и «Росатом» происходит серьезный конфликт. Так, французы «точат зуб» на россиян и своих немецких партнеров из Siemens за планы по созданию совместного предприятия для строительства атомных электростанций. Новое предприятие станет прямым конкурентом Areva и может вытеснить французов с привычных для них рынков.
В связи с этим активизация французской компании на украинском сырьевом рынке, который пока что использует Россия, понятна и тактически обоснована. Areva, очевидно, пытается сегодня не только нарастить сырьевые мощности в Европе, как это сегодня проделывается в Африке, но и занять нишу своего очень опасного конкурента на одном из наиболее перспективных рынков.
При таком раскладе подобные заявления представителей украинской власти могут являться очень серьезным фактором раздражения для конфликтующих сторон. Особенно с учетом того, что в ближайшее время ОАО «ТВЭЛ» и ГП НАЭК «Энергоатом» намерены подписать долгосрочный договор на поставку ядерного топлива для украинских АЭС после 2010 года.
Конечно, можно предположить, что таким образом Украина пытается «надавить» на россиян, демонстрируя готовность отдать сырье их прямым конкурентам. Однако, если это и так, то такая игра напоминает променад на шпильках по очень тонкому льду и крайне опасна. С одной стороны можно получить стену непонимания такой политики от российских партнеров, что осложнит, а не ускорит переговоры. С другой, в случае с удачного завершения «уранового шантажа» «хорошей» ценой от России — испортить взаимоотношения с Францией, которая наконец-то ожидает от Украины практических действий.