Главная » Компании » Работники напрокат. Современное рабство или антикризисная занятость?

Работники напрокат. Современное рабство или антикризисная занятость?

Работники напрокат – такая услуга становится все более популярной в России. Агентства, которые сдают в наем рабочую силу (это называется заемный труд) стали еще более востребованы в период кризиса. Правда, заемный труд порой называют современной формой рабства.

Парадоксальность ситуации по использованию заемного труда в России состоит в том, что он получил широкое распространение при отсутствии должного законодательного обеспечения. Он используется как корпорациями, так и отечественным крупным и средним бизнесом для временного увеличения работников на определенных направлениях, в которых избыток рабочей силы в дальнейшей перспективе будет не нужен. Однако действующее трудовое законодательство РФ не содержит каких–либо норм и положений о заемном труде. Все они находятся лишь в стадии разработки.

Управляющей директор Kelly OCG аутсорсингового подразделения компании Kelly Services Наталия Матусова, входившая в состав рабочей группы Государственной Думы по разработке законопроекта «О защите прав заемных работников, предоставляемых частными агентствами Занятости третьим лицам», рассказала Bigness.ru в чем прелести данных услуг и какие перспективы ждут нас в будущем:

Bigness.ru: — Что представляет собой так называемый заемный труд?

Н.М.: — Заемный труд – это предоставление временного персонала, находящегося в штате частного агентства занятости, на проекты своего клиента.

Bigness.ru: — Насколько широкое распространение получили такие услуги на рынке труда?

Н.М.: — Временная работа востребована и бизнесом, и самими работниками.

Если мы будем говорить о периоде экономического роста, то временная занятость давала людям, как дополнительный заработок, так и возможность искать себя, пробовать новое. Это является признаком здоровой и стабильной экономики, когда менталитет людей меняется, и они уже не планируют работать от института до пенсии на одном месте работы. Так, по прогнозам аналитиков, к 35 годам современный молодой человек сменит в среднем 15 рабочих мест. Также временная занятость помогает себя обеспечить дополнительным заработком молодым мамам, пенсионерам или студентам – т.е. наименее социально защищенным слоям населения.

В кризисное время причины использования заемного труда несколько иные – из-за невозможности четкого планирования объемов бизнеса, компании не расширяют штат или сокращают его. Соответственно временная занятость дает возможность компании заказчику гибко регулировать количеством занятого трудового ресурса.

Для людей временная работа это зачастую единственная возможность поддержать себя и свою семью в кризисное время. Так в 2005 году после экономического спада в Европе многие страны снизили уровень безработицы именно благодаря этой мере. Например, в Германии ратификация 181 конвенции МОТ (Международная организация труда) и принятие закона о заемном труде помогли сократить ожидаемый уровень безработицы на 10%.

Bigness.ru: — В какой мере законопроект, одним из разработчиков которого Вы являетесь, соответствует положениям Трудового кодекса? Не означает ли, что легализация практики использования заемного труда будет способствовать нарушениям трудовых прав работников?

Н.М.: — Нет. Нарушений здесь как раз никаких нет, зато они в большом масштабе наблюдаются в отсутствии законодательства: многие частные агентства занятости или компании, используют схемы упрощенного налогообложения, тем самым лишая граждан социальных гарантий и экономя на налогах.

Государство недополучает большое количество налогов, так в 2007 году – году отмеченному ростом экономики – единственные сборы от налогов, которые не только не выросли, но упали, это ЕСН (единый социальный налог).

Bigness.ru: — Были ли во время работы какие-либо разногласия с чиновниками?

Н.М.: — Противоречий с чиновниками не было, ведь мы говорим и о бизнесе и о защите прав работников. Этот закон нужен, чтобы государство получало налоги, бизнесу жилось проще, а граждане были социально защищены.

Bigness.ru: — Как долго уже идет работа над законопроектом? И когда, на Ваш взгляд, его наконец-то примут?

Н.М.: — Закон разрабатывается уже в течение пяти лет, и сказать когда его утвердят мне очень сложно. Скорее это надо обратиться к нашему правительству. Безусловно, вопрос у общественности и у бизнес-сообщества назрел давно, и сейчас во время кризиса он стоит особенно остро.

Со своей стороны, я могу пообещать, что мы как практики поможем всем – информацией, ресурсами, экспертизой, а дальше все зависит от законотворцев.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.