Запасы угля на складах украинских теплоэлектростанциях не пополняются в течение последнего месяца. Об этом сообщил исполняющий обязанности главы «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук. Так, по состоянию на 7 сентября на складах ТЭС сосредоточено не более 1 млн тонн энергетического угля.
В то же время, согласно данным Минэнерго, запасы угля составляют 960 тысяч тонн. Это на 50% меньше, чем в сентябре 2015 года.
Однако министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик не видит в этом проблемы. По его словам, в случае недостачи угля, он будет компенсирован газом.
Смогут ли до начала отопительного сезона успеть пополнить запасы угля на украинских теплоэлектростанциях в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, запасы угля составляют на 50% меньше, чем в сентябре 2015 года. С таким дефицитом получится войти в отопительный сезон без опоздания?
— По данным министерства, количество угля на складах должно составлять 2,8 миллионов тонн. Фактически эти планы завышены, на складах будет порядка 2 миллиона тонн. С таким объемом абсолютно спокойно войти, вопрос в том, чтобы была ритмичность поставок в течение отопительного сезона. Мы имеем очень серьезный дисбаланс, у нас пересмотрен был прогнозный баланс производства, потребления электроэнергии, то есть у нас тепловые электростанции вместо того, чтобы работать на минимуме, они работали на максимуме из-за того, чтобы блоки атомных электростанций не вышли из ремонта и нагрузка была больше. То есть в сутки сжигалось до 100 тысяч тонн угля, если обычно летом эта цифра составляет в среднем 60 тысяч тонн. Вот из-за этого и возник дефицит угля на складах, но, я думаю, есть еще два месяца, чтобы восполнить. Самое главное, чтобы сохранялся этот баланс производства, уже не было перекосов в сторону тепловой генерации, а недостающие мощности восполнялись блоками атомных электростанций.
Игорь Насалик не видит проблемы с накоплением угля на складах тепловых электростанций Украины. По его словам, в случае недостачи угля, он будет компенсирован газом.
— Я не согласен, потому что у нас мощностей газомазутных блоков не так много для того, чтобы компенсировать недостаток угля для тепловых электростанций, для блоков тепловых электростанций. Потому что газ больше используется для крупных теплоэлектроцентралей, как, например, в Киеве ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, которые работают на газу. Они производят и электроэнергию, и производят тепло для населения. Поэтому я все-таки думаю, что без достаточных объемов угля пройти отопительный сезон будет достаточно сложно. Поэтому все-таки желательно накопить эти два миллиона на складах до 1 ноября.
Если будут компенсировать недостаток угля газом, это повлияет на цену?
— Безусловно, повлияет на цену, потому что производство электроэнергии с газа практически в 2,5 раза дороже, чем даже самая дорогая тепловая генерация, то есть если 1 кВт/час электроэнергии тепловой электростанции стоит гривну, то на газомазутном блоке 1 кВт/час будет стоить 2,5 гривны, то есть это будет приводить к убыткам, потому что тарифы для потребителей установлены, и никто их корректировать не будет. Поэтому надо очень хорошо подумать, какие финансовые последствия для отрасли это будет иметь.
Дайте свой прогноз, как Украина войдет в новый отопительный сезон и как перезимует?
— Если угля на складах будет достаточно, проблем я не вижу, главное, чтобы поставки были ритмичными, не было перебоев. Второй вопрос связан с решением МВФ о предоставлении транша, и даже совершенно не важно, в каком объеме будет предоставлено финансирование, потому что это откроет возможности для представления НАК «Нафтогазу» кредита для закупки недостающих 4,5 миллиардов кубических метров для закачки в подземное хранилище газа, чтобы выйти на 17 миллиардов, как это предусмотрено постановлением правительства. Я думаю, что пока предпосылок для криков «Все пропало» нет, есть проблемы, которые в состоянии решить на сегодняшний день и правительство, и энергетики, то есть какой-то катастрофы я не ожидаю.