В интернет вывалили сногсшибательно-неприятную новость: президент Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Шакиб Хелиль заявил, что цены на нефть могут достичь отметки 200 долларов за баррель.
Цена на нефть в апреле уже несколько раз обновляла исторические максимумы. В ходе торгов 28 апреля стоимость одного барреля вплотную приблизилась к отметке в 120 долларов.
ОПЕК перед всем миром вдруг понурила голову: те меры, которые раньше позволяли удачно балансировать между спросом и предложением, теперь практически бездейственны.
Если раньше увеличением производства удавалось снимать проблему высоких цен, то сейчас повышение предложения вовсе не означает, что цены поползут вниз, поскольку спрос и предложение в настоящий момент равны. «Рост цен вызван рецессией в США, а точнее, ее влиянием на курс доллара, — отметил президент ОПЕК. — Когда доллар падает на один процент по отношению к евро, нефть тут же растет на 4 доллара, и, соответственно, наоборот».
Фраза, сказанная президентом ОПЕК для английских журналистов, может нести колоссальные последствия и для нас, живущих в Казахстане. Для нас — это не только для простых граждан, которые после столь громкого заявления могут ожидать кратного увеличения цен на топливо, но и для правительства, поскольку рост цен на нефть и нефтепродукты вызывает инфляцию и снижает экономический рост.
И хотя по большому счету к мировому росту цен на нефть мы имеем лишь опосредованное отношение, потому что имеется ввиду марка «Brent» (это легкая, очищенная нефть), а Казахстан поставляет на международные рынки марку «Urals» (тяжелая нефть, содержащая множество примесей), на которую цены растут не столь стремительно, тем не менее, взлет цен на мировых рынках тут же отражается на ценниках отечественных автозаправочных станций.
Еще до заявления официального лица ОПЕК о том, что ожидает мировой рынок нефтепродуктов, цены на бензин в Казахстане «пошли в гору».
Даже НК «КазМунайГаз», которая в конце прошлого года бодро заявляла, что будет удерживать цены, существующие на конец 2007 года, на этом же уровне, вдруг смягчила свою ценовую политику и отправила цены «в свободное плавание».
Если летом 2006 года 1 литр марки бензина АИ-92 стоил 59 тенге, а летом-2007 — 71 тенге, то теперь с 87 тенге (это была унифицированная цена на большинстве автозаправок) поднялся до 94 тенге. Надо отметить, что далеко не все владельцы автозаправочных станций осмелились задрать цены так высоко — на некоторых АЗС 1 литр АИ-92 или даже АИ-93 по-прежнему стоит 87 тенге. Как видим, национальная компания подает дурной пример. И нет никакой гарантии в том, что другие операторы АЗС удержатся от соблазна поднять цены.
Апрельское повышение цен на бензин, надо полагать, лишь первое в этом году. За ним последуют другие. Сейчас идет посевная, а летом — период отпусков, когда значительно увеличивается внутреннее потребление нефтепродуктов, а там и до уборочной страды рукой подать. Так что рядовым потребителям предстоит еще выдержать несколько ударов по кошелькам. Эти удары будут носить как прямой характер — через повышение цен на бензин, так и косвенный — в виде подорожания основных продуктов питания, товаров народного потребления, строительных материалов, других энергоресурсов и т.д.
О том, что необходимо принятие мер для создания прозрачного и эффективного рынка нефтепродуктов, речь шла еще год назад. Тогда в правительстве, кажется, поняли, что нельзя безоговорочно субсидировать из бюджета субъекты сельскохозяйственной деятельности. Во-первых, нет надлежащего контроля за целевым использованием средств (как только начинаются проверки этой сферы, так тут же обнаруживаются злоупотребления), во-вторых, государственное субсидирование стоимости нефтепродуктов является самым главным стимулов для предприятий-нефтепереработчиков для повышения цен на свою продукцию. То есть, государство становится неким драйвером нефтеперерабатывающих компаний и многочисленных трейдеров, посредников и перекупщиков, которые и без того имеют довольно высокие спекулятивные доходы… Но в правительстве, увы, поговорили и забыли.
Субсидии выделяются, нефтеперерабатывающие предприятия и иже с ними не остаются в накладе.
Чиновники будто бы совершенно не понимают, что сырьевой стране нужно иметь четкую энергетическую программу или хотя бы внятную экономическую политику. Это означает, что энергетический рынок, как стратегический, должен развиваться по своим законам. Нельзя сказать, что по законам рыночным — если то, что сейчас происходит назвать рыночными отношениями, значит, погрешить против истины: на этом рынке пока что безраздельно оперируют спекулянты. Значит, должны быть четкие правила игры, предусматривающие ответственность нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний перед обществом и национальной экономикой.
Если правительство обяжет все субъекты нефтяного рынка четко и безоговорочно выполнять обязанности перед государством, то ни сезонных, ни конъюнктурных всплесков цен не будет. Нефтедобывающие компании начнут выполнять планы поставок нефти на перерабатывающие заводы, те — производить необходимое количество бензина и горюче-смазочных мероприятий для внутреннего рынка, а многочисленные посредники, поскольку перестанут вписываться в четкую схему, просто исчезнут. От этого правительство и народ только выиграют: уменьшится инфляция и станет более стабильным экономический рост.
Сомнительно, что правительство этого не понимает — это не заумные математические схемы, а простейший расчет. Но, к сожалению, оно до сих пор не взяло на себя обязательства контролировать (и регулировать) энергетический рынок.
О причинах можно только догадываться. Создается впечатление, что у отдельных чиновников, не имеющих нефтедобывающих вышек, есть свой «перекупщицкий бизнес», а бить себя по карману как-то немилосердно.
Поэтому? видно, пока глава страны не скажет, что бензиновый рынок нужно поставить на цивилизованную основу, ни один слуга народа не пошевелится…