Сказано сделано. Следуя установкам российского президента, высшая бюрократия опубликовала декларации о своих доходах за 2008 год. Почему Дмитрий Медведев нуждается в таких публичных кампаниях, более менее понятно. Ведь нельзя же браться за борьбу с коррупцией, не продемонстрировав «чистоту» ближайших сподвижников. Что из этого получилось, судите сами.
Согласно поданным документам, доходы российских руководителей примерно соответствуют заработкам высокооплачиваемого сотрудника какой-нибудь московской торговой фирмы. Так, сам Дмитрий Анатольевич заявил, что за прошлый год заработал 4 миллиона 139 тысяч 726 рублей. Совместно с женой Светланой он владеет квартирой площадью 367,8 квадратных метров. В российских банках Медведев, видимо, из патриотических побуждений, завел девять счетов. Общая сумма вкладов – 2 миллиона 818 тысяч 780 рублей. Похоже, не любит Дмитрий Анатольевич «круглых» цифр. То четыре рубля не хватает, то двадцать. Неужели мелочи не нашлось? Несмотря на приличные по российским меркам накопления, его жена Светлана имеет автомобиль десятилетней давности. Зато «иномарку» — «фольксваген». По отношению к Владимиру Владимировичу Путину это даже неприлично. Хотя премьер, за счет военной пенсии в 100 тысяч рублей, зарабатывает больше мужа Медведевой (4 миллиона 622 тысячи) в собственности у него автомобиль «Газ М-21» 1960 года выпуска. Правда, есть еще один, той же фирмы, но уже 1965 года. В гараже на коллективной стоянке, записанном на Владимира Владимировича, стоит также прицеп «Скиф». Ну там, чтобы доски перевозить, стулья, одним словом, барахло житейское. Жена премьера, Людмила, в прошлом году ничего не заработала. Сидела на хозяйстве. Слава Богу, квартира не очень большая – всего 77 квадратных метров. Много хлопот не нужно. Да и домработница, наверное, приходит. По справедливости получает спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Его годовой оклад – 2,27 миллиона. Никаких квартир, дач, земельных участков, гаражей и прочих атрибутов благополучной обывательской жизни, спикер не имеет. Есть какая-то квартира и дачка у жены, но в Питере. В свободное время семья Мироновых развлекается ездой на мотовездезходах. Этот экзотический вид транспорта имеют в своем распоряжении и муж, и жена. Наперегонки, наверное, по болотам носятся. Хороший, видимо, человек Сергей Миронов. Романтик. Не много ему нужно: «Краюху хлеба да крынку молока, да это небо, да эти облака».
Судя по декларациям, некоторые российские министры живут намного богаче своих начальников. В «золотую» тройку входят министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр транспорта Игорь Левитин и министр энергетики Сергей Шматко. Трутнев лидирует с большим отрывом. В 2008 году он получил около 370 миллионов рублей. Свое материальное благополучие Трутнев объясняет финансовой операцией четырехлетней давности. Перед тем как поступить на государственную службу будущий министр продал в рассрочку пакет акций группы «Экс». Игорь Левитин и Сергей Шматко люди тоже состоятельные, хотя, конечно, и не такие богачи, как Трутнев. Прошлогодний доход Левитина – 20,6 миллиона, Шматко – 14,2 миллиона. Впрочем, еще не все члены правительства опубликовали свои декларации. Общественность пока не может узнать доходы силовиков Рашида Нургалиева и Анатолия Сердюкова и живых украшений кабмина Татьяны Голиковой и Елены Скрынник. Говорят, техническая заминка.
В администрации президента начальство тоже не бедствует. Официальный заработок руководителя АП Сергея Нарышкина – 5,8 миллиона рублей, у его заместителя Владислава Суркова почти 4 миллиона. Как выяснилось, в быту Владислав Юрьевич человек скромный. Никакого движимого и недвижимого имущества он не имеет. Вот вам и «серый кардинал».
Хорошо, когда народ может узнать, как живут его слуги. Молодец, Дмитрий Анатольевич! Так держать. Хотелось бы только уточнить разницу между имуществом, которое записано и имуществом, которым реально пользуются. Никто не сомневается, скажем, в том, что у гражданина Путина Владимира Владимировича есть и машина, и гараж, и прицеп. Однако занимая пост президента, помимо этих замечательных вещей, в его распоряжении было также 13 резиденций, самолет ИЛ – 96-300, несколько вертолетов, спецпоезд, теплоход «Россия», яхты «Буревестник», «Кавказ» и «Олимпия». Вряд ли, сменив работу, Владимир Владимирович стал жить намного проще. Думаю, и Дмитрий Анатольевич не сократил число доставшихся ему каменных, плавающих и летающих резиденций. Похожая история и с остальными чиновниками. Одно дело записанная на них собственность и официальные зарплаты, другое – расходы, в которые вводят эти личности государство. Говорить же о разного рода бизнесах, ведущихся через родственников, «кумавьев» и подставных лиц уже просто скучно. Как о виллах на Сардинии, сведения о приобретении которых частенько просачиваются через российскую цензуру. Искать информацию об этом в декларациях бесполезно. На то они и декларации — носят чисто декларативную функцию. Как и вся антикоррупционная программа президента в целом.