На прошедшей неделе в Европе в очередной раз решали насущный вопрос «Как нам обойтись без России?» На сессии ПАСЕ в Страсбурге решалась судьба реформы Европейского суда по правам человека, которую россияне затормозили в 2006 году.
Начиналось гладко: 5 мая 2006 года Россия подписала 14-й протокол Европейской конвенции по правам человека, фактически одобрив реформу. Однако в декабре того же года Госдума отказалась этот документ ратифицировать, проявив неслыханную по российским меркам независимость от российской исполнительной власти. Тогда многие говорили о том, что указание не ратифицировать протокол было спущено в Думу из Кремля, тем более что аргументация депутатов, проголосовавших против него, была откровенно слабой. Зато сохранялась видимость демократического процесса: тогда еще президент Владимир Путин реформу поддержал, а независимые думцы призадумались и президентское пожелание проигнорировали.
Суть реформы заключается в том, чтобы упростить рассмотрение исков в Европейском суде и усилить контроль над его деятельностью. Одно из новшеств заключается, например, в том, чтобы сократить количество судей, принимающих решения по той или иной категории дел, что позволит значительно сократить сроки принятия решения, а заодно и упростит прием жалоб. При нынешней бюрократической системе жалоба может ожидать своего рассмотрения несколько лет: она проходит множество инстанций, прежде чем ее вообще признают годной к рассмотрению.
Что характерно: много исков поступает от граждан РФ. Аналитики связывали отказ думцев ратифицировать протокол со стремлением России избежать материального ущерба, о возмещении которого ходатайствовали, к примеру, пострадавшие от российских военных действий на Кавказе. Причем в десятках случаев Европейский суд признал правоту истцов, то есть установил виновность Кремля. В прошлом году граждане России и вовсе поставили рекорд по количеству поданных исков против государства.
Теперь же ПАСЕ совершила элегантный обходной маневр, приняв протокол?14 бис, вся прелесть которого заключается в том, что его действие распространяется только на те страны, которые его подпишут. У России нет рычагов, чтобы заблокировать реформу, в проигрыше остаются только ее граждане, которым по-прежнему придется тепло, плотно и долго общаться с европейской бюрократией. Остальные получат преимущество: решение об отклонении заведомо неоправданных жалоб будет теперь принимать всего один судья вместо трех, а обоснованность иска будут определять не семь человек, а три. Есть шанс, что вы доживете до того благословенного времени, когда ваш иск против любимого государства будет принят к рассмотрению. Вот, говорят, соседи из Латвийского антифашистского комитета, которым так и не дали отметить в Таллинне годовщину апрельских событий, тоже собрались в Евросуд подавать. Остается надеяться, что гражданство у них не российское:
Таинственная эстонская шпионка и два российских дипломата
Не везет в последнее время Херману Симму: то его в измене родине обвинят, то ему банкротом себя приходится объявить, то российский сайт Inopressa обзовет его «эстонской шпионкой, приговоренной в феврале на 12,5 лет тюрьмы за то, что она передала российской секретной службе СВР 2000 страниц натовских сверхсекретных документов».
После того как репутация эстонского супершпиона Хермана Симма получила травмы, несовместимые с жизнью, в НАТО озаботились вопросом: «Что есть деятельность, несовместимая с дипломатической?» Решили жестко, лишив аккредитации при альянсе двух российских дипломатов Виктора Кочукова и Василия Чижова в связи с тем самым шпионским скандалом. А тут еще такая неприятность — один из замешанных дипломатов оказался сыном российского представителя при ЕС. Российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин назвал подозрения полной чепухой и пообещал принять меры, напомнив, что натовская миссия на территории России пока еще благополучно действует.
Российский МИД назвал высылку российских дипломатов грубой провокацией, а предлог надуманным, обвинив заодно некие таинственные силы, заинтересованные в охлаждении российско-натовских отношений. Впрочем, о каких наметившихся «тенденциях к нормализации» в области военного сотрудничества, на которые ссылается МИД, может идти речь, когда российские пограничники патрулируют границу Южной Осетии и Грузии? ПАСЕ и НАТО уже выразили российским властям свое «фе», заявив о нарушении плана Медведева — Саркози.
Правда, в ПАСЕ эту тему обсуждали вяло, сократив ее обсуждение с одного дня до трех часов: то ли надоело, то ли отвлекли предстоящие выборы генсека Совета Европы. С последними у Москвы тоже вышла незадача: кандидата, поддержанного россиянами, с выборов просто решили снять. Куда ни кинь — одни провалы. Напомнили россиянам и о данном сгоряча обещании выделить для Южной Осетии 10 млрд. рублей, что во время кризиса не особенно приятно, тем более что дефицит нового бюджета составит почти три триллиона рублей. А миллиард, как известно, триллион бережет.
Лисистрата по-кенийски, или Как бороться с кризисом?
На фоне всемирного экономического кризиса все более актуальной становится проблема рекламы. Наиболее продвинутые страны уже придумали, как себя рекламировать, задействовав членов своего правительства. Вот товарищ Сильвио Берлускони так громко провел свою пиар-кампанию «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым», что его жена, по слухам, подала на развод. Ибо юные красотки, пиарящие партию премьера, ей отчего-то не понравились. Зато шуму на весь мир: Италия в центре внимания.
Жена кенийского премьера тоже решила внести свой вклад в борьбу с внутренним политическим кризисом, из солидарности с согражданками отказавшись исполнять супружеские обязанности, пока правители не начнут решать политические проблемы. Неизвестно, читают ли в Кении Аристофана, но сюжет «Лисистраты» разыграли как по нотам. Культурная страна Кения, жаль, что инвесторы ценят совсем не знание классики. Зато кенийский гений ценят в Штатах: там, как известно, подсуетились заранее, выбрав уроженца Кении в президенты. Ему как раз недавно исполнилось сто дней на этом посту, и он едва ли не единственный, чья деятельность внушает стране оптимизм.
А в Германии ушлая фирма придумала, как стимулировать рост экономики, выпустив рекламный плакат, на котором члены правительства во главе с канцлером Ангелой Меркель красуются в одном белье под слоганом «Мы делаем все, чтобы повысить спрос!» Неизвестно, должна ли акция поднимать что-то еще, но настроение поднимает точно. Ждем не дождемся, когда занятной саморекламой займутся и эстонские политики.