Каждый чиновник, начиная от президента с премьером и заканчивая мелким муниципальным служащим, теперь каждый год будет обязан представлять сведения о своих доходах. Эта же норма коснется и руководства госкорпораций. Какие именно данные придется раскрыть перед общественностью, кому их представлять и что будет с теми, кто «забудет» это сделать, — подробно описано в пяти президентских указах, подписанных в понедельник Дмитрием Медведевым.
Обнародоваться будет следующая информация: годовой доход чиновника, его недвижимое имущество (с указанием квадратных метров и страны, где находится недвижимость, но не города), количество транспортных средств, а также их марки — данный пункт подвергался сомнению, но президент на нем настоял. Эти данные должны публиковаться на официальном сайте органа власти или, если их там нет, предоставляться по запросу СМИ. Но, по словам главы президентской администрации Сергея Нарышкина, для отдельных чиновников, задействованных на особенно ответственном фронте работ, перечень обязательной информации может быть расширен.
— Например, если лицо исполняет функции по управлению имуществом, предоставлению государственных услуг, распределению госзаказа или ограниченных государственных ресурсов — к примеру, радиочастот, недр, иных природных ресурсов, — пояснил Нарышкин.
Раскрывать доходы обязаны будут не только чиновники всех мастей и руководство госкорпораций (глава, его замы и члены правления), но и те, кто только претендует на государственную должность. Если сведения не представлены или же представлены, но заведомо ложные, претенденты на госслужбу лишаются возможности получить должность, а чиновнику грозит дисциплинарное взыскание или даже увольнение. Правда, решение о том, как наказать нерадивого госслужащего, будет принимать непосредственно его руководитель.
Но для этого нужно сначала чиновника или претендента на чиновничью должность уличить в преступлении. А проверки, по словам Нарышкина, «будут проводиться выборочно».
— Чем больше объем проверки, тем больше ресурсов государство должно потратить. Сотрудники кадровых служб делают запросы в контрольно-надзорные службы, в правоохранительные органы, для них это дополнительная работа, значит, там нужно увеличивать штат сотрудников. Это огромные затраты, — признался кремлевский чиновник.
Но если у налоговой или кадровой службы возникнут какие-то сомнения, закон о противодействии коррупции дает право запрашивать дополнительную информацию.
— Прежде никакой информации не было, были отдельные прецеденты по ограниченному количеству лиц (те, кто обязан был представлять сведения о доходах, — например, кандидаты в депутаты или президенты. — «Известия»), сейчас создается система по огромному количеству лиц. Сюда войдут тысячи, — пообещал Нарышкин.
Правда, откуда у этих тысяч деньги в том числе на дома и транспортные средства, мы все равно не узнаем, поскольку источники доходов сообщаться не будут. Видимо, сработал принцип «меньше знаешь, крепче спишь». Да и не стоит о чиновниках так уж плохо думать. Тем более что главные взяточники в стране, если верить ежегодному докладу генпрокурора Юрия Чайки, вовсе не они, а учителя, врачи и милиционеры. А для чиновников же «час икс» настанет только в апреле будущего года.