«Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О ратификации договора между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по поддержке и содействию транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку — Тбилиси — Джейхан», — передает сайт «Русские в Казахстане» сообщение, распространенное пресс-службой президента Казахстана.
Напомним, что основным лоббистом проекта транспортировки казахстанской нефти в обход России является Вашингтон. Еще в 90-е годы тогдашний президент США Билл Клинтон предложил своему азербайджанскому коллеге, ныне покойному Гейдару Алиеву создать нефтяной маршрут, альтернативный российским трубопроводам. В качестве конечного пункта нефтепровода был выбран турецкий порт Джейхан в Средиземноморье.
Нетрудно заметить, что основная часть маршрута нефтепровода пролегает по территориям стран, находящихся в орбите американского влияния — Турции и Грузии. Характерно, что азербайджанской нефти недостаточно, чтобы полностью загрузить этот уже действующий трубопровод, поэтому основными участниками проекта были предприняты дипломатические усилия подключить к системе Баку — Тбилиси — Джейхан и казахстанскую сторону. В 2006 году официальная Астана присоединилась к проекту, который очевидным образом не соответствует интересам России.
Если позиции Турции и Грузии в этом вопросе удивляться не приходится, то вот решение Назарбаева, которого некоторые эксперты называют чуть ли не пророссийским лидером, вызывает целый ряд вопросов. Действительно, в период распада СССР — в отличие от руководителей ряда других бывших советских республик — лидер Казахстана удержался от радикальных, демонстративно антироссийских шагов. И, как показали дальнейшие события, не ошибся. Ему удалось снискать себе имидж взвешенного, разумного политика, с которым можно вести диалог. В середине 90-х различные эксперты даже говорили о создании наднациональных государственных структур, объединяющих Россию и Казахстан, с последующей перспективой создания конфедерации, и, возможно, даже общего федеративного государства. Однако, если внимательно присмотреться к шагам, предпринимаемым казахстанским руководителем, то выяснится, что за внешне дружественной к России политикой скрывается банальное намерение использовать возможности Москвы для достижения своих собственных целей, без особого учета интересов России.
Астана развернула очень тесное сотрудничество с Вашингтоном, и не на уровне пустых деклараций, а на деле показывает, что нацелена взаимодействовать с американской стороной не только в экономической, но и в политической сферах. Сравнительно недавно, например, госсекретарь Казахстана Канат Саудабаев провел встречу с делегацией конгресса США и сделал недвусмысленное заявление: «Отношения Казахстана и США, определенные как долговременное стратегическое партнерство президентами Нурсултаном Назарбаевым и Джорджем Бушем, зиждутся на таких общих ценностях, как мир, безопасность, процветание и уважение свобод и прав человека». Итак, устами высокопоставленного представителя Астаны Соединенные Штаты объявлены для Казахстан стратегическим партером. Что это означает для России, догадаться нетрудно, если учесть, что США, в лучшем случае, являются геополитическим соперником России.
При этом Москва продолжает проводить в отношении Астаны исключительно дружественную политику. Напомним, что в конце мая президент России Дмитрий Медведев нанес свой первый зарубежный визит именно в Казахстан, что экспертами было расценено как значительный политический «аванс» Астане. Тогда российская сторона воздержалась от обсуждения неудобных для казахстанских партнеров вопросов, связанных с положением русскоязычной общины, в очередной раз демонстрируя готовность вести диалог, избегая конфликтных ситуаций. Однако, как выясняется, Астана, мягко говоря, не особо печется об интересах России — своего ближайшего соседа и естественного вроде бы стратегического партнера, если не сказать более.
В этом смысле поведение лидера Казахстана очень напоминает политический курс другого якобы пророссийского руководителя — Леонида Кучмы периода его президентства на Украине. В целом воздерживаясь от резких заявлений и эпатажных антироссийских акций, Кучма на деле проводил прозападную политику, не забывая получать определенные дивиденды от сотрудничества с «братской Россией». Причем надо сказать, что такие действия — гораздо эффективнее демаршей руководства прибалтийских государств или нынешней «оранжевой» власти Украины: ведь они направлены на достижение тех же самых антироссийских целей, но при этом создают иллюзию добрососедских отношений. То же самое в полной мере относится и к политике официальной Астаны.
Таким образом, приходится констатировать, что рассматривать Казахстан естественным союзником России — как это уже торопятся делать некоторые наблюдатели — пока, по крайней мере, явно преждевременно.