Украина уже в этом году будет получать российский газ по 400 долларов за тысячу кубометров. Если не откажется от интеграции в НАТО и вывода Черноморского флота РФ из Севастополя в 2017 году. Такими сообщениями 17 июня пестрил российский Интернет.
При этом уточнялось, что аналогичная цена может быть выставлена и для «братской» Беларуси. Если только та не откроет наконец свою экономику для российских инвесторов — то есть позволит российскому капиталу скупить лакомые кусочки белорусской промышленности.
Поводом для появления таких претендующих на сенсационность сообщений стало заявление заместителя главы правления «Газпрома» Александра Медведева (не родственник). По его словам, цена на российский газ для Европы уже в 2008 году может составить 401-402 дол. за 1 тыс. «кубов». При этом сам Медведев ни слова не сказал о том, что эта цена может касаться также Украины или Беларуси — это сказали исключительно опрошенные российскими изданиями эксперты.
Синдром Лукашенко
Формально они имели основания так говорить. Ведь еще после визита в Россию Президента Ющенко 6 июня министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил, что российский президент Медведев убедил украинского коллегу принять повышение цен на газ вдвое с 1 января 2009 года. «В связи с тем, что страны Центральноазиатского региона переходят на европейские цены для продажи своего газа, а газ из этих стран идет по территории России, и значительная часть баланса Украины по газу идет из центральноазиатских стран, то цена на газ для Украины с 1 января будет существенно возрастать по объективным обстоятельствам», — заявил Лавров.
Российские наблюдатели тогда сразу обратили внимание на то, что раньше Лавров никогда не делал принципиальных заявлений на тему энергоносителей, и терялись в догадках относительно причины такой перемены в раскладах кремлевских «говорящих голов».
Между тем, никто иной, как сам Ющенко, через два дня дезавуировал заявление российского чиновника. «О газе (на переговорах из Медведевым —) вообще речи не шло, поскольку сейчас переговоры по этому вопросу не проводятся », — сказал глава Украинского государства.
Это, впрочем, не помешало ряду российских изданий сообщить с ссылкой на неназванные источники в МИД РФ, что цена российского газа для Украины может составить… правильно, 400 дол. за 1 тыс. «кубов». Это сообщение прошло в СМИ еще 13 июня, причем так и осталось непонятным, с каких это пор цены на газ стали парафией российского дипломатического ведомства, а не, как это всегда было, «Газпрома».
Намного более странной выглядит ситуация с Беларусью. Как известно, «Газпром», шантажируя эту страну значительным повышением цен на газ, еще в 2006 году выкупил контрольный пакет акций «Белтрансгаза» — монопольного транзитера голубого топлива через территорию этой страны. Однако белорусский бацька оказался достаточно дальновиден, чтобы обставить сделку целым рядом условий, одна из которых — передача акций по частям, и при безусловном отчислении определенной части средств в интересах белорусского Минтопливэнерго.
Активное сопротивление «Газпрома» таким отчислениям сегодня блокируется очень просто: поскольку акции и по сей день переданы в недостаточном количестве, российский монополист просто не имеет голосов для принятия принципиальных решений по «Белтрансгазу».
Таким образом, даже Беларусь, через которую проходит весьма незначительная доля транзита российского газа в Европу, нашла возможность сдержать российские аппетиты. Посему не далее, чем 9 июня, посол РФ в Минске Александр Суриков заявил, что в 2009 году цена за тысячу кубометров российского газа для Беларуси может составить «больше 200 долларов». Что в любом случае не равняется 400.
Правда, дипломат не исключил, что эта цена вырастет и до четырех сотен, но… не ранее 2011 года. Причем, заверил Суриков, «в любом случае для Беларуси цена на газ будет ниже западноевропейской».
Здесь не помешает добавить, что российско-белорусские соглашения о поставках газа запрещают «Газпрому» повышать цену на газ более одного раза в год, и только на 7 % в каждом случае. Таким образом, распространенные российскими СМИ заявления о повышении стоимости газа для Беларуси уже в этом году отнюдь не соответствуют никаким существующим договоренностям между Россией и одним из ее весьма немногих искренних партнеров на поприщах СНГ.
И единственное логическое объяснение появлению такой информации — что она призвана нажать не на Минск (который все равно плотно контролирует свое информационное пространство), а на кого-то другого. Угадайте с одного раза.
Против лома есть приемы
Однако Украина тоже имеет не абы какие возможности для защиты своих интересов. И это не обязательно автоматическое повышение цены на транзит российского газа через территорию Украины, о чем недавно заявлял заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак. Ведь в этом случае Россия может просто автоматически повысить цену на транзит газа по своей территории. Именно это мог иметь в виду Лавров, когда — вроде совсем некстати — напоминал, что туркменский, узбекский и казахстанский газ идет к нам территорией России.
Однако Украина владеет и другим рычагом, который нельзя сломать даже строительством назопроподов в обход ее территории — гигантские газовые хранилища. Именно в них хранится абсолютное большинство газа, который транспортируется из России в Европу. И именно поэтому Украина является единственным импортером газа, который летом закупает его больше, чем зимой — потому что именно зимой, согласно договоренностям, этот газ продается из украинских хранилищ дальше на запад.
Следовательно, самым простым инструментом является цена на хранение российского газа в украинских хранилищах (какая в настоящий момент приблизительно вшестеро меньше среднеевропейской).
Кроме того, следует понимать, что в принципе Украина вообще не должна потреблять российский газ — львиную долю нашего газового баланса составляет топливо из Центральной Азии. Теоретически, мы получаем российский газ только тогда, когда по каким-то причинам не хватает азиатского газа.
Здесь, безусловно, есть свои проблемы. Так, печально известное «Росукренерго», до сих пор, невзирая ни на что, поставляющее газ в Украину, зимой и весной 2008 года заявляло, что из-за холодов Центральная Азия потребила многовато газу, и поэтому объемы поставок в Украину замещались газом из России. Многие подозревали в этом элементарную ложь (ведь Европе таких заявлений почему-то не делали), однако доказать что-либо было невозможно.
В результате правительство Украины и НАК «Нафтегаз» договорились с Москвой о возвращении соответствующих объемов газа. При этом Россия не прекращала утверждать, что предпочла бы расплату «живыми» деньгами, хотя в действительности выигрывает именно на существующей схеме — ведь «возвращенный» газ не течет обратно в Евразию, а продается «Газпромом» в Европу, где он в настоящее время стоит больше, чем полгода назад… Но, так или иначе, для Украины эта схема тоже сравнительно выгодна — если, конечно, не учитывать «усушки и утруски» на коррупционные схемы, точные масштабы которых известны буквально нескольким людям в мире.
Вся эта иллюстрация была необходима для понимания того, что в случае повторения ситуации прошлой зимы, тем более, если РУЭ так и не уйдет с украинского рынка, россияне могут в любой момент требовать 400-долларовых цен за свой газ, которым «в случае потребности» заместят газ из Центральной Азии (как уже было сказано, доказать факт такого замещения невозможно). И здесь изменение цен на транзит и хранение топлива не поможет.
Взять на испуг
Однако украинская власть пытается проводить работу и на более тонком уровне. Так, по словам народного депутата, многолетнего члена комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, советника премьер-министра Украины по ТЭК Александра Гудымы, Киев вплотную приблизился к подписанию стратегического «газового» соглашения с Москвой.
«Дубина (глвава НАК «Нафтегаз» —), с которым я вижусь постоянно, работает над таким соглашением, и я могу вам сказать, что данный документ уже на выходе », — сообщил Гудыма.
Эксперт напомнил, что соответствующие договоренности были достигнуты в прошлом году на переговорах Виктора Ющенко с президентом РФ Владимиром Путиным, а позже, когда Путин уже стал главой российского правительства, эти договоренности были подтверждены во время переговоров с ним Юлии Тимошенко.
При этом парламентарий согласен, что ради достижения успеха Киев должен действовать очень аккуратно — в частности, не нервировать Москву заявлениями о повышении транзитных цен. «Потому что уже были провокации, не принадлежавшие команде Тимошенко», — прозрачно намекает Гудыма.
Если же стратегическое соглашение на 5 лет таки удастся заключить, уверен депутат, то Украину «безусловно, ждет евроцена на газ — но не сегодня и не завтра, а послезавтра, если считать, что послезавтра наступит через пять лет». За это время Украина должна подготовиться и наконец-то внедрить программы энергосбережения — и это ответственность только самой Украины.
Таким образом, заявления о повышении цены на российский газ для Украины уже в этом году до 400 долларов можно описать известной поговоркой — не так страшен черт, как его малюют. Вряд ли в «Газпроме», в Кремле и на Смоленской площади не знают, что Украина почти не потребляет российский газ (пусть он будет хоть по 400 долларов, хоть по 40 000), и что у нее есть перечисленные выше аргументы для достижения взаимовыгодных соглашений. Однако, похоже, кому-то очень нужно, чтобы «рисованный черт» выглядел именно страшным.
Ведь информационная война стоит недорого, а результаты дает значительно быстрее, чем энергетическая.