Дмитрий Шимкив замглавы администрации Президента Украины
Можно по-разному оценивать скорость продвижения и видимость изменений, но отрицать наличие реальных достижений — нельзя. Или же придется отрицать более 340 реформаторских решений, законов, законопроектов, постановлений и указов, многие из которых принимались с участием неправительственных организаций, гражданских активистов и международных доноров.
Так же сложно отрицать почти 600 млн грн, сэкономленных на тендерных закупках благодаря электронной системе ProZorro. Среди прочих достижений я бы отметил создание антикоррупционных органов, большая часть которых укомплектована и начала свою работу. Принят долгожданный Закон «О госслужбе», благодаря которому уже в этом году можно будет начать конкурсный отбор госслужащих. В то же время в ряде госорганов прошли значительные сокращения штата (в МЭРТе сократили до 30%, в Администрации президента — до 28% персонала), а в остальных установлена новая граничная численность штата — ГФС лишится 30% сотрудников, Госфиниспекция — 50%, а Госсельхозинспекция — 70%.
В 2015 году с рынка вывели 33 неплатежеспособных банка, а международные резервы НБУ выросли с $7,5 млрд до $13,3 млрд за год. Мы смогли многое дерегулировать, отменив 16 тыс. советских ГОСТов, ликвидировав монопольное положение ГП «Укрэкоресурсы» и приняв почти 5 тыс. национальных стандартов, большинство из которых отвечают европейским.
Одна из наиболее перспективных отраслей экономики – аграрная — с помощью ЕС и Нацрады реформ получила, наконец, комплексную стратегию развития на 2015 — 2020 гг. А сотни предприятий сектора получили разрешение на торговлю в странах Европейского Союза.
Несмотря на обилие скандалов вокруг назначений руководителей госпредприятий и большое количество жалоб на непростой процесс приватизации, реформа управления госсобственностью показала прогресс. Впервые в истории независимой Украины госпредприятия начали публиковать отчетность и готовятся к проведению независимых аудитов. По итогам 277 конкурсных отборов назначены 98 ТОП-менеджеров госкомпаний, которые получат достойную и адекватную рыночную зарплату для максимальной отдачи и результативности. Некоторые из них уже начали демонстрировать эффективность, экономя стране миллиарды, как, к примеру, команда Олега Прохороенко в ПАО «Укргаздобыча».
В 2015-м мы увидели прогресс по реформе образования. В частности, с принятием Закона «О научной и научно-технической деятельности» отечественная наука получит шанс на новый подход к финансированию проектов. К тому же присоединение к программе Horizon 2020 (международный фонд объемом в 80 млрд евро) позволит украинским ученым привлекать инвестиции в инновационные исследования. Не менее значительными были шаги в сфере среднего образования. Украина подала заявку на участие в исследовании PISA-2018, что позволит лучше понять уровень знаний наших школьников и улучшить программу обучения.
Реформа здравоохранения относится к категории наиболее сложных и комплексных. Отсутствие консенсуса между участниками процесса окрасило ее статус в красный цвет со значительным отставанием от намеченных сроков. Но и тут есть победа. Украина начала закупку медикаментов и медицинского оборудования через процедуру публичных закупок с участием международных организаций. Согласно первым результатам, уже удалось сэкономить порядка 60% средств на закупках по программе онкологии.
Хочу отметить ключевые достижения в сфере энергетики и энергонезависимости. Если в 2013 году 92% импортного газа мы получила из России, то в прошлом году эта цифра уменьшилась почти втрое, уступив первенство странам ЕС (63%). Вторым важным подтверждением прогресса этой реформы я бы назвал уменьшение дефицита «Нефтегаза» от $8 млрд в 2014 году до $1,5 млрд в 2015-м.
2015-й вошел в историю как год инноваций в сфере IT/телекома. Напомню, что именно в прошлом году страна получила доступ к массовому 3G, пополнив бюджет на 11 млрд. грн. Среди органов власти появились первые ласточки, внедрившие системы открытых данных: Минфин запустил портал электронных данных для мониторинга за госфинансами, а Минюст открыл онлайн-доступ к реестрам. Украина начала знакомиться с инструментарием прямой демократии благодаря сервису электронных петиций к Президенту.
Я специально оставил на десерт упоминание о патрульной полиции, которая работает уже в 10 городах страны, как и о финансовой децентрализации вместе со 159 пилотными объединенными общинами в действии. Эти примеры известны всем в Украине и за ее пределами, но как видите, это далеко не все признаки изменений.
Конечно же, не все запланированные решения были приняты. К примеру, на фоне проведенных конкурсов в местные прокуратуры и сокращение их числа следует говорить о том, что зачастую в конкурсе принимали участие старые кадры.
В прошлом году не была принята Стратегия реформирования госуправления до 2020 года, не приняты изменения в законы о КМУ и центральных органах исполнительной власти, не начат конкурсный отбор за новыми правилами. На 2016 год, очевидно, перенеслась основная часть налоговой реформы. Непонятной остается судьба автономизации больниц. В ближайшее время необходимо ускорить процесс приватизации, ведь после того как правительство определилось со списком госпредприятий для продажи, его еще должен утвердить парламент. Не менее важной темой, которая пока полноценно отсутствует в реформаторской повестке, является энергоэффективность.
Наконец, оставляет желать лучшего коммуникация абсолютно всех реформ, которые были начаты или отложены на будущее. Иллюстрацией к этому утверждению являются результаты постоянного трекинга восприятия реформ, который проводит TNS Ukraine по заказу проектного офиса Нацсовета реформ. Лишь некоторые сферы получают достаточную поддержку общественности, как то реформа армии и национальной безопасности, децентрализация и реформа патрульной полиции.
В качестве послесловия хотел бы напомнить об обязательствах, которые Украина взяла на себя перед европейскими и международными партнерами. С 1 января вступила в действие зона свободной торговли с ЕС, а Еврокомиссия признала наш прогресс касательно реализации Плана действий по либерализации визового режима. Однако успешность евроинтеграции для Украины напрямую зависит от прогресса реформ. Об этом я слышу от послов, представителей международных организаций и европарламентариев на каждой встрече. В 2015-м мы создали базу для движения вперед. Дальнейшее движение зависит исключительно от нас с вами.
С отчетом Национального совета реформ можно ознакомиться по ссылке.