Главная » Экономика » Евросоюз.1 сентября. Санкции – оружие обоюдоострое»

Евросоюз.1 сентября. Санкции – оружие обоюдоострое»

В понедельник, 1 сентября, главы государств Евросоюза соберутся в Брюсселе на экстренное заседание по кризису вокруг Грузии. По информации анонимных представителей руководства Франции, председательствующей в ЕС, в ходе этого совещания не будет принято решение о введении против России санкций политического и экономического характера, которыми последние дни на Западе пугали Москву. Однако это не значит, что Польша и представители Прибалтики полностью отказались от идеи «протащить» через ЕС решение об экономическом давлении на Россию.

До последнего времени в Евросоюзе отсутствовала единая точка зрения на последние события на Кавказе. С безоговорочной поддержкой Грузии выступили Польша и страны Прибалтики. Жесткую позицию в отношении России также заняли Великобритания и Франция. Что же касается остальных государств, то они пока «сожалеют» о решении Москвы признать Южную Осетию и Абхазию, а также заявляют о «необходимости соблюдать территориальную целостность Грузии».

Вместе с тем, некоторые страны ЕС не оставляют попыток «наказать» Россию за ее действия в ходе кавказского конфликта. Предполагается, что в качестве мер «наказания» будут избраны – приостановление переговоров по соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а также препятствование осуществлению российских проектов по строительству газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».

Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов предупредил накануне лидеров Евросоюза, что принятие санкций в отношении РФ было бы «серьезной ошибкой», которая может в большей степени нанести ущерб самой Европе.

В пятницу на совещании в Брюсселе послам 27 стран-членов Евросоюза не удалось прийти к единой позиции по «уровню санкций» в отношении России. Польша, Великобритания и государства Балтии настаивают на том, что ЕС должен занять жесткую позицию в отношении России, в частности путем приостановления переговоров о заключении нового базового соглашения между РФ и ЕС; в то время как Германия и Франция выступают за более «осторожный подход».

«Росбалт» обратился к ведущим экспертам в Москве с вопросом: придут ли страны-члены ЕС к единой позиции по санкциям и насколько ощутимыми для России они могут оказаться?

Дмитрий Суслов, заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике (СВОП):

— Государства Евросоюза крайне расходятся по степени осуждения России. На санкциях настаивают в основном страны-«новички» ЕС, подогревая тем самым противоречия внутри самого Евросоюза. В связи с этим, если Европе и удастся выработать общую позицию по проведению дальнейшей политики в отношении России, то, скорее всего, она будет заключаться в повторении осуждения действий России на Кавказе.

Возможно, будут приостановлены переговоры по СПС. Но на данный момент очевидно, что стратегическое партнерство возможно по отношению к отдельным странам, а не с Евросоюзом в целом.

У Евросоюза есть и еще один козырь – приостановление переговоров в отношении безвизового режима с Россией. Другими мерами, в частности приостановлением переговоров по ВТО, Россию не испугать.

Я считаю, что некоторое «замораживание» переговоров с ЕС позволит устранить ненужные ожидания, причем со стороны как Евросоюза, так и России. Пауза позволит оценить логику отношений, что в дальнейшем намного их облегчит.

Я также не думаю, что первого сентября Евросоюз заморозит выгодные двусторонние экономические проекты, такие, например, как «Северный поток» и «Южный поток».

Возможно, в пику России ЕС пообещает Украине перспективу членства в союзе и облегчит визовый режим для Грузии. Таким образом, при всей агрессивной риторике можно ожидать некоторого ухудшения климата политических, но не экономических отношений.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:

— Санкции, которые хочет применить Евросоюз по отношению к России, имеют двоякий характер. «Северный поток» выгоден Германии в большей степени, чем России. А вступление в ВТО для российской экономики несет не только выгоды. Многие специалисты считают, что для целого ряда отраслей и сегментов российской экономики членство в ВТО крайне неблагоприятно. Так что я считаю эти меры не слишком опасными для нашей страны.

В любом случае для принятия подобных санкций нужна консолидированная позиция Евросоюза. Я абсолютно не убежден, что Германия и Италия, даже осуждая те действия, которые были предприняты Россией на Кавказе, присоединятся к режиму санкций или согласятся на него.

Я не уверен, что государствам ЕС удастся прийти к какому-то общему решению. Будет дискуссия, возможно, ими будет принято заявление, которое будет осуждать действия России. Но никаких решений, обязывающих торговые и производственные компании стран Евросоюза по сокращению поставок, не будет.

Если ЕС решит принять в свой состав Украину или облегчить визовый режим с Грузией, то это будет обозначать усиление внутренних проблем для целого ряда стран Евросоюза. Я думаю, что данные решения не в их интересах. В любом случае, на положении России это ни коим образом не отразится.

Леонид Поляков, заместитель декана факультета прикладной политологии по научной работе, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики.

— Европейский союз делает то, что он обязан делать, — отслеживает все события в Европе и разрабатывает некую солидарную позицию по всем ключевым вопросам. Но то, что единства внутри ЕС не будет, это ясно.

Жесткая позиция Польши, которая, очевидно, выполняет роль марионетки США, и более взвешенная и прагматичная позиция представителей так называемой Старой Европы явно иллюстрируют существующий внутри ЕС раскол. Мне представляет, что радикальное решение, отражающее позицию американцев и нацеленное на то, чтобы максимально наказать Россию, – не пройдет. Европейцы очень хорошо понимают, что с Россией им жить всерьез и надолго. С нашей страной их связывают колоссальные интересы, в основе которых лежит энергетика, потому что проблемы ресурсоснабжения Европы целиком и полностью решаются Россией. И здесь даже думать о том, чтобы каким-то образом остановить строительство Южного и Северного газопроводов, просто немыслимо.

Конечно, это мечта США, но европейцы не настолько глупы, чтобы отказываться от исключительно выгодного сотрудничества с Россией и полагаться на милость Соединенных Штатов, которые каким-то образом должны будут обеспечивать страны Европы. А ведь США И Европа к тому же являются конкурентами. Тут завязаны глубокие интересы, кроме геополитических и геостратегических.

Я думаю, что риторика ЕС в отношении России будет временами достаточно жесткой, не исключены и резолюции, осуждающие нашу страну. Хотя я не думаю, что Россия будет названа агрессором, то есть американская позиция едва ли будет превращена в юридическую форму.

При этом самой России нужно действовать. У России есть много инструментов встречной игры, в формате как двусторонних отношений с зарубежными странами, так и прямых отношений с Евросоюзом как с отдельной международной инстанцией. Ресурсов у нас много, начиная с базового, то есть энергетического, и заканчивая всем остальным, то есть гуманитарным, политическим и так далее.

Как-то повлиять на Россию путем принятия в состав ЕС Украины или Грузии невозможно. Скорее будет разговор об ускоренном вступлении в НАТО этих двух стран. Евросоюз прагматичен, но он принимает решения по приему нового члена не с целью кого-то покарать, а преследуя свои выгоды. И на данный момент включение в состав ЕС Украины не принесет никакой выгоды организации, кроме колоссальных проблем. России же не стоит опасаться таких санкций.

Анатолий Уткин, директор Центра по международной политике Института США и Канады РАН:

— Страны ЕС вряд ли придут к единому мнению по России. Известно, что за принятие санкций выступают новые члены НАТО, прежде всего Польша, страны Прибалтики. Французы же и немцы хорошо понимают, что санкции – оружие обоюдоострое. Оно не только может нанести вред России, но и лишить работы многих граждан Евросоюза. С другой стороны, представьте, что из российских магазинов исчезла одежда и большинство продуктов питания, поскольку все это закупается на Западе. Если Россия ответит тем, что перекроет газовую трубу, получится полная нелепица. В Париже и Берлине это понимают, и, полагаю, там обойдутся риторикой по российскому вопросу и не пойдут на дальнейшие меры.

Существует опасность, что Европа пойдет на некие экономические санкции. Существует опасность, что при этом большинство бедного населения в стране, — я не говорю о Москве или Питере – это не вся Россия, — останутся без дешевого товара. Вряд ли российские производители не воспользуются открывшейся возможностью, чтобы поднять цены на свою продукцию. Дело не только в одежде и продуктах питания. Существует много отраслей, в которых Россия прочно «завязана» на Запад. Для страны это будет весьма ощутимо.

Естественно, и для Европы будет существенным ударом прекращение нефтяного импорта из России. Но мне кажется, что нарушение создавшейся системы торговли может быть тяжело воспринято в нашей стране. Последние три-четыре года Россия только пытается начать производить свои собственные конкурентоспособные товары и услуги, свои гражданские самолеты и корабли и так далее. Перед тем, как говорить о том, что от санкций в большей степени пострадает Европа, нужно создать собственное конкурентоспособное хозяйство.

Беседовали Дмитрий Пановкин и Анна Еремина. Росбалт

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.