Так как основное оружие России – ее нефть и газ, то и санкции могут быть энергетическими. Газпромовско-путинские верхи вполне могут принять такие санкции. Но локально. Потому что иначе очередные поступления в их карман окажутся под угрозой.
Конечно, есть еще санкции сугубо дипломатические. Он них Медведев тоже упомянул. Что это могут быть за санкции – не уточнил. Вероятнее всего, речь идет о невыдаче виз руководству неугодных России государств. Неужели это будут сами Соединенные Штаты? Или страны НАТО в полном составе? Угрозы Медведева пока что звучат на мотив: «вы нас санкциями. И мы вас тоже». «Если есть необходимость, мы тоже можем такие законы принять» — вот дословная цитата российского президента.
Остальное – риторика. «Мы вообще не сторонники санкций, и будем принять их только в самом крайнем случае». Естественно, «крайность» случая определяется самим руководством РФ. Естественно, что Медведев считает такие меры крайностью. Суть вопроса в том, чего он может лишить иные государства все тех же ресурсов.
Однако трубу пустой не сделаешь. Лишить нефти и газа всю Европу за «провинность» нескольких членов ЕС? Технически невозможно. «С Америкой мы вообще не торгуем» — утверждает российский экономист Разуваев. Значит, против кого могут быть направлены такие санкции? Правильно, в первую очередь, против соседей по СНГ, и Украина – первая серди них. Потому что на Грузию в энергетическом плане влиять невозможно: нефтепровод Баку-Тбилис-Джейхан идет мимо России, а электричество Грузия даже продавала в РФ. Значит, под санкции, если такие будут приняты, подпадает, в первую очередь, Украина.
Для этого нашему государству много не нужно. Может быть использован любой повод. В случае избрания стратегии максимально жесткого нажима, санкции станут еще одним оружием в борьбе с неугодной Кремлю украинской властью. Теперь, когда Москва готова включить санкции в число своих рычагов воздействия на иные государства, нефтегазовый шантаж обретает формальные юридические формы санкций, как в отношении Европы (что менее вероятно в ближайшем будущем), так и в отношении России.
Между тем, политика РФ в отношении новоорганизованных сателлитов идет «по плану». Готовятся соглашения с Абхазией и Южной Осетией в экономической, социальной, гуманитарной и военной сферах. Россия прекрасно понимает, что новые государства очень долго будут признаваться полноценной частью мирового сообщества наций и вряд ли будут когда-либо признаны всеми. Однако позицию Россия менять не намерена, возвестил Медведев.
А теперь – о главном. Международное право, по словам Медведева, основывается на том, что новое государство возникает после признания его хотя бы другой страной, в трактовке бывшего преподавателя права, правда, римского, сие утверждение звучит как казуистика. Решающем в этом плане является признание государства ООН. А такового пока нет. Потому фактически существующий, к примеру, Тайвань государством не считается, и на всех картах пишется: «Тайвань (кит.) », хотя де-факто он независим, и будет таковым еще долгое время. ООН признается Западная Сахара, которую оккупировало Марокко в 1975 году, хотя территория фактически аннексирована и правительство Западной Сахары существует в виде полупартизанских, полуэмигрантских кругов. Никем не призвана и пресловутая Турецкая Республика Северного Кипра, на которую так любят ссылаться в России, да и в Украине, сторонники российского самоуправства. Турецкая республика признана Турцией, и более никем. С точки зрения кандидата наук Медведева, это государство существует вполне законно.
Так что с любителями поискать на нынешней международной карте примеры нелегитимных государств не нужно более ссылаться на кипрский опыт. Он отныне освящен и признан Россией, и имеет аналогию в ее внешней политике.
Ничего нового в этом нет. Непризнанных территорий в мире множество, Африка и Азия ими кишмя кишат. Понятно, что теперь, после косовского и осетино-абхазского прецедентов, число желающих легитимизировать свое фактическое отделение станет намного больше. И понятно, что Россия, США. ЕС, Китай и прочие «центры силы» будут признавать эти новоявленные государства в зависимости от того, насколько они принимали в этом участие. В ближайшее время следует ожидать объявления независимости Приднестровья, которое будет приказано на первом этапе только Россией. Белоруссией и, возможно, среднеазиатскими друзьями Москвы по ШОС. Однако с теми же членами ШОС в виде Средней Азии уже сложнее. Там существуют свои неурегулированные территориально-этнические проблемы, которые, в чисто азиатском духе, обычно решаются с большим пролитием крови. В Таджикистане, к примеру, упразднена Нагорно-Бадахшанская АО, существовавшая во времена СССР, существует проблема каракалпаков в Узбекистане и перемешанного населения на границах Кыргызстана и Узбекистана, Узбекистана и Казахстана, не говоря уже об огромном массиве русскоязычного населения в Казахстане. Все эти страны, находясь под российским влиянием, теперь прекрасно видят, на что готова империя ради сохранения своего влияния в СНГ. И потому прагматично предпочитают с Кремлем не ссориться. И признавать путинско-медведевские «новоделы» на экс-советских просторах.
Перекрытие газового вентиля, доступа тех или иных товаров на российский рынок, санкции, и, как последний аргумент, применение военной силы – таковы орудия восстановления Россией статусы одного из полюсов современного мира. Так что ждем всего набора в отношении нас вами, и думаем при этом об одном: как бы попозже это случилось. А то слишком уж нахрапом действует русский медведь, исходя из принципа «уже напуганного победить проще».