В течение ближайших 10 лет США, Китай, Израиль и сотни частных компаний планируют обосноваться на Луне. Возникает вопрос, после того, как они водрузят там свои флаги, будет ли это означать, что они стали полноправными собственниками лунных участков?
Рабочая группа NASA провела конференцию, на которой обсуждался вопрос: кому же принадлежит Луна? Был получен категоричный ответ: никому. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, подписанного более 100 странами, Луна, как и все остальные планеты Солнечной системы и прочие небесные тела, является общей собственностью всего человечества.
Правда, согласно праву на собственность, эта самая собственность может быть разной. Например, люди, которые арендуют квартиры, не являются их собственниками, но у них тоже есть определенные права. Многие страны активно принялись за разработку своих программ по освоению Луны, в свете этих событий лидеры космической индустрии всерьез задумались о том, как же её поделить.
«В ближайшее время разные страны начнут осуществлять свои программы по освоению Луны. Поэтому это действительно актуальный вопрос и его обсуждение не стоит затягивать», — заявил научный сотрудник NASA Уильям Маршалл на конференции NASA’s CoLab. В своем выступлении он не столько говорил от лица космического агенства, сколько выражал свои интересы.
С уверенностью можно сказать, что уже к 2015 году США отправит своих космонавтов на Луну. Китай и Израиль, среди прочих, также разрабатывают свои лунные программы. И впервые несколько частных групп ведут строительство своих собственных космических аппаратов для полета на Луну. Все они намерены получить премию Google Lunar X Prize, учрежденную Фондом X Prize и компанией Google, призовой фонд которой составляет $30 млн, из которых $20 млн достанутся победителю. Некоторые участники проекта, заявляют, что они также намерены получить и права на собственность.
Одним из таких участников является Стив Дарст (Steve Durst), член правления Международной лунной обсерватории ( International Lunar Observatory — ILO) и владелец компании Space Age Publishing Co. В своем разговоре с другим участником проекта Google Lunar и членом команды Odyssey Moon, Дарст сообщил, что надеется нанести свои инициалы на одну из «ног» лунохода и тем самым «застолбить себе участок».
Он и его коллеги подсчитали, что на Луне около 10 млрд. акров площадей, не считая склонов кратеров. На Земле же проживает около 6,7 млрд. человек, каждый из которых не прочь заполучить свой участок на Луне. «Вопрос лишь в том, — говорит Дарст, — как можно поделить Луну на части, если она принадлежит всему человечеству?»
«Именно Дарст способствовал запуску на Гаваях проекта ILO по доставке на Луну и установке там автоматической обсерватории, он вел все переговоры и занимался всеми вопросами, связанными с имущественными правами», — напомнил Маршалл в своем выступлении. Дарст считает, что должно быть установлено равновесие между общественной пользой и частными интересами.
Согласно Маршаллу, вопрос о правах на Луну может возникнуть, например, и в России, если кто-нибудь купит часть российского лунохода и впоследствии заявит о своих правах на часть лунной поверхности, находящейся под луноходом.
«Было бы гораздо лучше, хорошо обдумать эту проблему и найти решение, наиболее отвечающее интересам всего человечества… Так, чтобы можно было предотвратить образование монополий и создание военных баз», — считает Маршалл.
В конце своего выступления Маршалл снова задал вопросы: «Кому же принадлежит Луна? Никому. Кому должна принадлежать Луна? Никому. Это влияет на право собственности? Нет. Какой же наилучший путь решения проблемы? Возможно, создание некоего органа по лицензированию собственности».