Продажи ритейлеров традиционно увеличились в преддверии 8 марта, однако в этом году россияне решили сэкономить на подарках, приобретаемых через интернет: средний размер чеков при общем росте их количества в большинстве популярных категорий товаров сократился по сравнению со средними показателями февраля или остался неизменным, свидетельствуют данные аналитиков «Яндекс.Кассы» и «Яндекс.Маркета».
В частности, предпраздничные траты в онлайне снизились на косметику, парфюмерию, украшения и цветы, а в сегменте электроники покупатели перешли с дорогой техники на более дешевую, говорится в исследовании. При этом остались неизменными расходы при покупке одежды, аксессуаров, книг, товаров для хобби и сувениров.
«В этом году россияне достаточно сдержанно подходят к тратам в праздничные дни, предпочитая сберегать средства, а не тратить — это характерно для всего российского рынка», — подтверждает представитель «М.Видео» Валерия Андреева.
Наибольший рост продаж перед 8 марта по сравнению с обычным днем февраля наблюдается в сегменте косметики и парфюмерии — плюс 29%. Спрос на украшения и бижутерию увеличился на 18%, продажи цветов накануне праздника подросли на 17%, одежды — на 12%, книг — на 10%, бытовой техники и электроники — на 9%, подсчитали аналитики «Яндекса».
Однако эти данные отображают только продажи через интернет. Если же смотреть на продажи, как через интернет, так и в традиционных офлайн-магазинах, то рост спроса на бытовую технику и гаджеты варьируется в пределах 20-35%, на ювелирные изделия спрос увеличился на 35%, спрос на цветы возрос в разы, сообщили опрошенные ТАСС ритейлеры.
Цветы подорожали на треть
Продажи цветов в последние два — три года снижаются, однако накануне 8 марта они возрастают в несколько раз. В результате за два — три дня обычный цветочный киоск или салон может сделать месячную выручку, говорит гендиректор цветочного магазина MegaFlowers Сергей Семенов. Росту выручки в том числе способствует увеличение цен: в этом году на период праздников ценник вырос практически на треть, отметила в беседе с ТАСС пресс-секретарь службы доставки цветов «Флорист.ру» Талия Ахметова.
«Цены увеличились на период праздников на 30%. Если заказать за сутки — двое, это даст большую экономию. А непосредственно 8 марта любой отдельно взятый магазин может взвинтить цену до бесконечности», — сказала Ахметова.
Однако Семенов утверждает, что рост цен связан не с «аппетитом флористов», а с резко возрастающим объемом работы, когда приходится привлекать дополнительные трудовые ресурсы, а также с логистическими рисками и поддержанием сохранности продукта. При этом 85-90% цветочной продукции в России завозится из-за рубежа, а поскольку закупочные цена заграницей формируются по принципу аукциона, то они возрастают на фоне увеличения спроса, добавляет Ахметова.
В этом году значительно увеличились продажи цветов через интернет, говорит она. Как поясняют аналитики «Яндекса», это связано с нежеланием покупателей стоять в больших очередях. При этом пользователи делали заказы заранее с возможностью отложенной доставки: таким образом, они сэкономили на 25%, говорят эксперты.
Чек на электронику сократился
На «Яндекс.Маркете» интерес к бытовой технике в период праздников вырос на 20-30% в зависимости от типа товара по сравнению с обычными днями. При этом сократился средний чек, что свидетельствует о том, что «дорогая техника уже не в моде», говорится в исследовании. Так, по данным аналитиков, средняя покупка через интернет в этом сегменте в преддверии 8 марта составила 2852 руб.
При этом покупатели интересовались смартфонами и ноутбуками не больше обычного, зато ажиотажным спросом пользовалась техника для красоты. Так, посещаемость раздела фены возросла на 79%, напольные весы и эпиляторы — на 61% и 42% соответственно. Спросом также пользуется кухонная техника, беспроводные пылесосы и цифровые подарки: смарт- гаджеты, фитнес-браслеты или подписки на онлайн-кинотеатры, сообщили ТАСС в «М.Видео» и Media Markt.
«Если в предновогодний период люди покупают не только личные подарки, но и семейные, например, крупную бытовую технику, то в феврале — марте выбор делается в пользу недорогих персональных решений», — говорит Андреева из «М.Видео». По итогам праздников максимальный рост продаж будет в категории мелкая бытовая техника, соглашаются с ней в пресс-службе «Эльдорадо».
Однако это не значит, что мужчины отказались от дорогих подарков своим половинкам на 8 марта, подчеркивают в «Связном». В этой сети топ самых популярных товарных категорий составили смартфоны и аксессуары к ним, наушники, носимая электроника (smart-часы и фитнес-браслеты), планшетные компьютеры и аксессуары к ним, фототехника. Причем в этом году отмечен рост покупок смартфонов высоких ценовых сегментов, сообщили ТАСС в пресс-службе сети.
«Мы наблюдаем рост продаж смартфонов на 7% (в штуках) и 5% в выручке за неделю, предшествующую 8 марта в сравнении с аналогичной февральской. При этом думаем, что пик придется непосредственно на 7-8 марта, когда подарки будут покупать в последний момент», — соглашаются в пресс-службе «Вымпелкома».
Отмечают смещение тренда в сторону более дорогих телефонов — 25-45 тыс. руб. — и в сети МТС. В целом продажи в этой сети в предпраздничный период выросли на 30-35%.