Главная » Экономика » Доротич: самая большая проблема в государстве — налоговая реформа

Доротич: самая большая проблема в государстве — налоговая реформа

Антикризисный совет общественных организаций обратился к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой отменить налог на прибыль, а вместо него принять эстонскую систему налогообложения. Ее суть заключается в том, что предприятия платят налог на прибыль только в том случае, если он выводится на дивиденды, а если же он тратиться на развитие бизнеса, то налог на прибыль сводится к нулю.

Кроме этого, предприниматели просят власть не замораживать деньги на НДС-счетах, так как это связывает бизнесу руки и не позволяет работать.

Подробнее об обращении бизнесменов, а также о плюсах и минусах налогообложения в нашей стране рассказал в эфире радиостанции «ГС » председатель всеукраинской общественной организации «Союз защиты предпринимательства» Сергей Доротич.

Вы участвовали в создании обращения Антикризисного совета общественных организаций к Гройсману. Почему дошло уже до обращений?

— Каждое правительство приходит, рассказывает, что сделает лучшие условия для ведения бизнеса, декларирует проведение налоговой реформы, но воз и ныне там. Организация, которую я представляю, не подписалась под указанным обращением, потому что экспертная среда разделилась: есть часть, которая генерирует эту идею, так называемую эстонскую модель — налог на добавленный капитал или распределенную прибыль преподносят как панацею и благо для всего бизнеса. Мы очень осторожны в данном вопросе. Налоговый кодекс уже принят, и мы на сегодня имеем документ, в который каждую сессию вносятся изменения. Хотя на самом деле кодекс – это кодифицированный документ, устойчивый и совершенный документ, в который сводятся все существующие законодательные акты в единое целое, и он не может видоизменяться каждую сессию.

Его от созыва к созыву не нужно менять?

— В кодексе есть 4 статья, четко определяющая параметры стабильности налогового законодательства – это международная норма, которая требует внесения каких-либо налоговых изменений по вопросам налогообложения, администрирования налогов не меньше, чем за полгода до нового бюджетного периода. Через несколько дней — 1 июля, то есть говорить о каких-то налоговых изменениях в существующий Налоговый кодекс некорректно, потому что время потеряно. Теперь можно говорить только о введении с 1 июля следующего года, если мы успеем до нового года эти изменения принять.

Мы понимаем, что Конституция не всегда препятствует нашему парламенту?

— Что касается налога на вывод капитала, здесь есть очень много «но». Действительно, существует такая модель, которая доказала свою эффективность в Эстонии. Но мы берем не совсем чистую модель. Также возникает серьезный вопрос перед властью: где взять средства, чтобы залатать дыру, которая, по оценке Минфина, составляет около 50 млрд? Бизнес должен быть социально ответственен, чтобы не было обвинений, что пенсионеры, малообеспеченные слои населения не получили средств, потому что предприниматели не уплатили налог. В отношении налога на выведенный капитал или распределения прибыли, то в Украине это преждевременный шаг. Уже неоднократно звучало на рабочих группах в Минфине, что в то время, когда проходит массовая деофшоризация, бизнесу надо дать возможность работать. Налог на выведенный капитал в какой-то степени дает продых существующей системе деофшоризации, когда практически невозможно использовать схемы минимизации, когда введено жесткое НДС-администрирование в виде НДС-счетов, и оптимизировать или минимизировать счета не остается возможности, в частности для крупного бизнеса. Поэтому распределение капитала, распределение прибыли на выведенный капитал — это последний вопрос, который волнует большой бизнес. Вот малый, средний бизнес волнует вопрос налогообложения.

Нужно все интегрировать под нашу модель?

— Возможно, и не надо ничего видоизменять, а брать и калькулировать путем обложки, потому что эти доработки в наших комитетах ВР, наших министерствах и ведомствах видоизменяют документ. У нас есть красивый лозунг, а в результате получается рабочий документ, который позволяет создавать коррупционные факторы и не способствует развитию бизнеса или развитию общества. Мы всегда брали лучший опыт, а потом его адаптировали, и в результате — где мы, а где вся Европа?

Этот законопроект согласован с Минфином, и до 1 июля может быть принят. Проголосуют ли парламентарии?

— С Минфином он не согласован, и последний документ, который я получил, отличается. Сейчас идет какой-то поток дезинформации и говорить, вроде бы Минфин согласовал эстонскую модель, согласовал налог на добавленный капитал некорректно, потому что Минфин сопротивляется и еще не принял это решение. Законопроект зарегистрирован и его пытаются протащить через ВР, но то, что уже согласовано с Кабмином и Минфином — это неверная информация. Минфин максимум согласен на пилотной проект в разрезе какой-то группы предприятий, чтобы посмотреть, будет ли это работать. Ведь у каждой модели, какая бы она хорошая не была на бумаге, на практике найдут лазейки, как использовать это в свой способ, поэтому идеально — все нововведения прорабатывать пилотным проектом. На практике создать проект, посмотреть, чтобы была возможность отступить назад, иначе мы можем попасть в еще большую передрягу.

Премьер недавно заявил, что в ближайшее время в Украине будет создан офис сопровождения инвестиций. Это поможет нам получить желаемого инвестора?

— Это будет избирательность. Ведь одним инвесторам мы предоставим какие-то преференции, за руку их проведем между теми камнями, преградами государственного учреждения, а остальные предприниматели? А национальный товаропроизводитель? Это не новая идея, еще предыдущая преступная власть заботилась, создавала определенные агентства по содействию и привлечению инвестиций. Государству надо сосредотачиваться больше на построении однозначных прозрачных правил игры в стране, а не создавать преференции для каких-то инвесторов, которые приходят из-за границы, или даже для каких-то выборочных национальных товаропроизводителей. Бороться за единые правила игры, чего у нас в стране не происходит. На сегодня есть проблема в ГФС. Она сфокусирована и сосредоточена на главе ГФС — на Насирове. Я делаю такой анонс: 13 июля будет проведена всеукраинская акция под ВР с требованием отставки Насирова. Потому что к нему претензий у бизнеса и, в частности, у властных институтов, очень много.

Дело не в офисе сопровождения инвестиций?

— Самая большая проблема в государстве — это вопросы администрирования налогов. Даже вопрос величины налоговой нагрузки не так актуален, как администрирование налогов.

Поэтому бизнес избегает контакта с налоговыми органами, уходит в тень. Единственным продыхом, свежим глотком воздуха для бизнеса является упрощенная система налогообложения, которая дает возможность минимизировать контакт предпринимателя с контролирующим органом.

В ГФС говорят, и сам Насиров акцентирует внимание, что вскоре изменится подход к упрощенцам.

— Это наиболее уязвимая часть предпринимательской среды. В последние годы она подвергалась нападкам, в 2010 году ее фактически хотели перекроить. Надеюсь, Гройсман не будет делать этой ошибки. Это не потому, что предприниматели хотят платить меньше налогов, просто предприниматели боятся контакта с налоговиками. Ведь приход налогового инспектора — это определенное вымогательство, каждый понимает, когда к тебе пришла проверка — готовь чемодан, потому что система так зарегулирована, что он все равно найдет, за что тебя оштрафовать, закрыть тебя, наложить штрафные санкции. Поэтому все вынуждены сразу откупиться.

Насиров сказал: «Единщики» — это бизнес, которому государство дало преференцию — упрощенную систему налогообложения и существенно заниженную налоговую ставку. И если человек зарабатывает, то было бы правильно, чтобы он сам начислял себе зарплату и выплачивал налоги. Нечестно, что «единщики» платят 200 грн в месяц, а с наемных работников даже с минимальной зарплатой снималось по 600. Так быть не должно».

— Владелец бизнеса на едином налоге — это такой же владелец, который имеет акции в ООО или в акционерном обществе. Почему он должен начислять заработную плату? Так же он имеет работников. И все преференции, которые он получает от государства в виде упрощенной системы, это главное — не сталкиваться с коррумпированным государственным механизмом. Он просто платит фиксированный налог, и таким образом ограждает себя от коррупции, от поборов и взяточничества. Это все — преференция. Но он такой же владелец бизнеса, как и другой. Только кто-то зашел учредителем в ООО, кто-то — в акционерное общество. Он в такой способ ведет бизнес. Эти м вопросом ГФС не занимается. Для этого есть Минфин, Кабмин.

В Минюсте активно говорят, в департаменте люстрации, что в ГФС больше всего проблем.

— Это вообще болото. Люди, которые привыкли годами, десятилетиями брать поборы, они не изменились абсолютно. Единственное, что сейчас защищает бизнес — это мораторий на проведение проверок. Хотя ГФС спит и видит, чтобы этот мораторий был отменен. Поэтому, пока не будет проведена тотальная реформа, налоговая, налоговой системы, ГФС, таможенной службы, по типу полиции — всех старых надо уволить, а набрать новых, молодых, незапятнанных — только тогда можно вводить какие-то новые налоговые инструменты, новую налоговую систему. Это ключевой момент. Надо изменить кадровый потенциал, изменить подходы.

Администрирование налогов — это серьезный шаг, который поможет стать на ноги малому и среднему бизнесу?

— Это самое главное, потому что больше всего коррупционных влияний — в вопросе администрирования, в вопросе взаимоотношений налогоплательщик – Государственная фискальная служба. Каждый, кто ведет бизнес, сталкивался с проблемой, что, несмотря на заявления наших государственных руководителей, что у нас Налоговая выполняет сервисную функцию, получить консультацию там невозможно. В Налоговую, которая находится в городе Вишневом, зайти невозможно — там решетка, как в тюрьме. И на просьбу моего бухгалтера о консультации получили ответ: «Чего это мы должны вам давать консультацию? Идите к аудиторам, как они будут зарабатывать?».

И сама параллель может быть проведена с полицией?

— Нужен сервис, чтобы каждый гражданин, каждый предприниматель мог подойти в Налоговую и ему рассказали, как правильно платить налоги, чтобы у него не было проблем с государством. Уже более 10 лет каждое правительство планирует расформировать Налоговую милицию. И никаких изменений. Продолжаются те же наезды, те же маски-шоу, изъятие оборотных средств у предпринимателей. В этом всегда участвует Налоговая милиция. Сегодняшнее руководство ГФС является крупнейшим противником изменений налоговой системы, проведения любых реформ. Фактически, это такой законсервированный монстр, который только мешает бизнесу.

Что нам нужно поменять в администрировании? В чем сейчас проблемы и что можно изменить?

— В первую очередь, это смена кадрового потенциала, потому что кадры решают все — нужно провести чистку. Второе, изменить подход, ввести сервисную функцию, чтобы Налоговая, наконец, стала сервисным институтом, который бы давал консультации, помогал предпринимателям. Также нужно максимально упростить налоговую отчетность — количество отчетов зашкаливает, причем они дублируются. Нужно максимально упростить администрирование налогов в плане их однозначности. В частности, сейчас уже есть определенная реформа – уменьшили количество платежек. Надо подумать над внедрением простых, однозначных правил налогообложения и изменения налоговой системы.

НДС: в первой половине 2015 года это было 8 млрд, почти 12 млрд — в первой половине 2016 года. Значит, есть плюсы в этой системе?

— В проведении НДС о положительных сигналах я не слышал. Есть вопросы по сбору налога на добавленную стоимость. Я выступаю против депонирования средств, потому что депонирование средств на НДС-счетах – это вымывание деловых средств предприятия. Также не надо забывать об инфляции в стране, потому что, когда начинаешь изучать цифры, возникают большие замечания к этим натянутым цифрам. Нужно учитывать, что люди стали более ответственными, даже те предприниматели, которые в определенной степени уклонялись от уплаты налогов, стараются этого не делать. Это не такая уж заслуга господина Насирова. Заслуга была бы, если бы он провел люстрацию у себя в органе и выгнал всех тех, фамилии которых в интернете засветили активисты.

Сейчас хотят внедрить в Украине план BEPS. Это план мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Что вы об этом знаете?

— Сейчас берут обычно иностранную терминологию, звучит супер — борьба с коррупцией, деофшоризация. Хотелось бы увидеть инструменты и методику, как он будет реализован в Украине. Потому что под всеми этими лозунгами может быть предложен такой инструмент и механизм, который вообще не будет выполнять то, для чего призван. На самом деле, очень много практического положительного опыта у международного сообщества. Просто надо определиться, что мы берем, и однозначно придерживаться этих правил. Потому что, какое бы мы не взяли красивое название модели, предоставив ее нашим сегодняшним налоговикам, мы получим совершенно обратный эффект.

Ни один здравомыслящий работодатель не будет платить налоги, пока есть главный пример — прятать прибыль в офшорах или слепых трастах.

— Это очень негативный пример, когда первые лица в государстве показывают, что они минимизируют налоги, используя различные схемы уклонения, а у простых граждан, у простых предпринимателей требуют соблюдения законов.

Вы не рассчитываете на реформу под руководством Романа Насирова?

— Я вообще считаю, что он — это ступор всех реформ в ГФС. Пока этот человек будет возглавлять ведомство, изменений, реформ нам не дождаться. Поэтому считаю, что все-таки надо начинать с кадров, а потом внедрять системные реформы.

Министр финансов Александр Данилюк говорит о том, что сейчас самое важное — реформировать ГФС, потому что финансирование Налоговой сегодня обходится государству очень дорого — 553 млн грн ушло на содержание. При этом возмещено 520 млн.

— И это еще надо посчитать, каким образом эти средства будут возвращены, возможно, и меньше. Сегодня Налоговая действительно работает неэффективно. Они проедают бюджет.

Это парафия министра финансов— назначение и увольнение главы ГФС?

— Юридически представление на увольнение может сделать министр финансов, но решение принимает Кабмин. Но у нас «священная корова» возглавляет ГФС. Здесь большая политика. До тех пор, пока первое лицо в государстве не примет решение о снятии указанной кандидатуры, никто, даже Гройсман, не сможет повлиять на назначение или увольнение руководителя ГФС.

Данилюк сказал, что важно, какой будет конечная модель реформирования налогов.

— Европейская практика — это аналитическая служба, которая исследует точки или элементы риска, проводит выборочный контроль, предоставляет сервисную функцию. Ни в коей мере это не репрессивный орган, которым у нас сегодня в Украине является ГФС.

Данилюк акцентирует внимание на том, что нынешняя реформа налогов очень отличается от той, которую Арсений Яценюк со своим Кабмином пытался провести. Это так? В чем вы видите отличия?

— Были неплохие задумки предыдущего правительства. Их не удавалось реализовать, потому что когда заходили законопроекты в ВР, они видоизменены были до неузнаваемости в Комитете налоговой и таможенной политики. Поэтому, как удастся ли реализовать озвученное Данилюком и Гройсманом, мы тоже увидим в виде уже принятых и подписанных Президентом законопроектов.

Еще вопрос Налогового кодекса. Какие сроки?

— Согласно ст. 4, чтобы не нарушать сам Налоговый кодекс, вносить изменения правительство должно за полгода до следующего бюджетного периода. То есть, если мы хотим, чтобы они были введены с 1 января, то надо было уже их принять и подписать к 1 июля. Теперь, если правительство действительно хочет соблюдать законы страны и показать таким образом, что оно действует правильно, то надо говорить о налоговой реформе, которая будет начата только со второго полугодия следующего года. Но ее нужно успеть принять до 1 января.

Ранее председатель Всеукраинской общественной организации «Союз защиты предпринимательства» Сергей Доротич в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что проведение налоговой амнистии без существенной чистки ГФС и реформы не приведет к положительному результату.

Кстати, эксперт общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ» Владимир Дубровский заявил, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полным упразднением ЕСВ.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Китай прекратил экспорт редкоземельных галлия и германия

Согласно данным Главного таможенного управления Китая, китайские компании приостановили экспорт галлия и германия в августе после введения ограничений на поставки этих стратегических металлов за рубеж с начала прошлого месяца.