Производительность труда украинцев снизилась. Об этом свидетельствуют данные Министерства экономического развития и торговли. Хотя падение по сравнению с 2014 годом невысокое — 1%, — последствия достаточно ощутимые.
Интересно, что в прошлом году производительность труда в фактических ценах одного занятого в Украине составляла более 120 тысяч гривен. Как следствие, в 2015 году падение реального ВВП по сравнению с 2014 годом составило 9,9%. При этом в ведомстве отметили, что продуктивность капитала в Украине в 2015 году сократилась на 6,6%.
Руководитель Исследовательского центра HeadHunter Украина Ирина Брицкая в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала, какие факторы влияют на падение показателей производительности труда населения.
Как производительность труда оценивают в Украине и в мире?
— Производительность труда оценивают и у нас, и в странах постсоветского пространства, и в Америке. Но нужно заметить, что производительность труда упала в последнее время не только в Украине, но, например, и в США. Другой вопрос, что производительность труда на человека в США составляла более 100 тыс долларов, а для нас это совсем другие показатели.
А как проходит сам процесс?
— Оценивается количество людей, которые работают, и оценивается, сколько человек за год приносит какую прибыль, какой доход, сколько зарабатывает человек за год для государства. Вот это и есть производительность труда.
А как считают?
— Это экономический показатель, который оценивается по нескольким метрикам, он выведен каждым министерством по-разному и включает множество показателей. Например, в Европе учитываются еще такие показатели, как отношение к талантам у профессионала. И кстати, именно этот показатель в нашей стране один из самых низких.
Производительность труда упала на 1%. Это серьезное падение?
— Это ощутимо, это то, что непосредственно влияет на ВВП. Но Украина по темпам роста этого показателя всегда отставала от, например, наших соседей из Белоруссии и России. Эти показатели начали резко падать с началом этого века, потому что зависят от кризисных ситуаций, от бизнес-процессов на предприятиях, от культуры подхода к системе оценки в системе мотивации персонала, от модернизации производства, потому что многим работодателям гораздо удобнее взять больше персонала на работу, нежели модернизировать предприятие.
Неужели уровень модернизации и мотивации в России и Белоруссии настолько выше, что мы всегда отставали по производительности труда?
— На самом деле, там, может быть, подходы немного другие, но если говорить именно о цифрах, то наши темпы роста — мы, к сожалению, отстали.
А если не исторически, а сейчас, локально, что повлияло на падение показателей?
— В первую очередь, перестроение бизнес-процессов, возникший кризис, сложная политическая ситуация — многим компаниям пришлось прибегать к новым моделям бизнеса, перестраивать бизнес. И естественно, когда вводятся новые бизнес-процессы, то это влияет на производительность труда персонала.
Можем сделать вывод, что экономическая и политическая стабильность способствует повышению производительности труда населения?
— Эти факторы напрямую друг от друга зависят.
У нас есть потенциал для развития производительности труда?
— Нам есть куда и к чему стремиться, и у нас порог повышения производительности может быть гораздо выше, чем у наших европейских соседей, у нас есть потенциал. Во многом это зависит еще от инвестиций, от возможностей государства вкладывать в тот или иной бизнес, от того, как будут себя вести перспективные сферы бизнеса, на которые сегодня полагаем особые надежды, например агросфера — вот от этого во многом зависит и прогноз того, какая будет производительность.
Ранее первый вице-премьер Степан Кубив заявил, что в 2017 году рост ВВП в Украине ожидается в 3%, инфляция — 8,1%.