Вопрос дальнейшего финансирования Украины отсутствует в августовской повестке заседаний совета директоров Международного валютного фонда. Об этом свидетельствует информация, размещенная на сайте фонда. В связи с этим министр финансов Украины Александр Данилюк допускает урезание бюджета в случае срыва сотрудничества с МВФ и непредоставления Киеву третьего транша кредита.
«Ощадбанк» подал против России иск относительно своих активов в Крыму на сумму один миллиард долларов. Как отметили в финансовом учреждении, эта сумма включает как стоимость потери активов, бизнеса, так и проценты, которые будут начислены до принятия Трибуналом окончательного решения и до фактического получения компенсации.
В Кривом Озере Николаевской области во время задержания полицейскими скончался 32-летний Александр Цукерман.
Как утверждают местные жители, задержание Цукермана происходило с нарушением закона и было неоправданно жестоким. Дело уже на контроле прокуратуры, а в самом Кривом Озере зреет общественный бунт. Так, накануне около 200 человек штурмовали местную прокуратуру и пытались учинить самосуд над задержанными полицейскими.
В парламенте зарегистрирован законопроект об увольнении министра МВД Арсена Авакова. Автор документа – депутат от пропрезидентской фракции Блок Петра Порошенко Сергей Каплин. А причина – неудовлетворительная работа министерства. По словам Каплина, в Раде будет достаточно голосов для отставки главы МВД.
Эти и другие ключевые события уходящей недели в эфире радиостанции Голос Столицы комментировали политолог Алексей Якубин, экономист Михаил Кухар и адвокат Иван Либерман.
Назовите топ-три ключевых событий недели.
Кухар: Я очень люблю новости, которые не были на первых полосах, но которые окажут огромное влияние на экономику Украины.
Новость номер один – это продолжающаяся дискуссия о дальнейшей судьбе Приватбанка. Она пока проходит без прессы, но если будет принято то или иное решение, это окажет доминирующее влияние на состояние банковской системы.
Вы имеете в виду возможную национализацию банка?
Кухар: Да. Вторая новость – это, конечно же, закрытые дискуссии о предоставлении транша МВФ – от этого тоже многое будет зависеть.
И третье решение – это перенос на следующий год принятия нового либерального Налогового кодекса, снижение налоговых ставок, и как неизбежность – продолжение, как я считаю, в корне неправильной фискальной политики, которая происходит, это секвестр бюджета.
Алексей, ваше мнение?
Якубин: Первое событие – это День Независимости, так или иначе.
Второе событие – это достижение мира в Колумбии. Я думаю, это действительно важно после пятидесяти лет борьбы с повстанцами, мы видим политическое урегулирование мира в Колумбии, и я думаю, в контексте нашей ситуации это очень интересно, что мы сейчас можем это наблюдать.
Третье событие, что на парад по случаю Дня Независимости приехал только Анджей Дуда.
Давайте начнем с Независимости. Насколько уместна дискуссия о том, что экономика Украины является независимой и способна себя обеспечить?
Кухар: Во-первых, в отношении того, состоялось ли украинское государство, в системе международного права, не существует двух мнений.
Что касается экономики, то в экономической дискуссии всплыл расхожий миф в отношении того, что якобы есть такого рода макроэкономические подсчеты, что Украина за 25 лет независимости не достигла того уровня состояния своей экономики и благосостояния, которое было в УССР в 1991 году, в год распада СССР. Строится это на некоем графике спада, а потом роста ВВП, который якобы не достиг советского значения.
Правда такова: ВВП Украины на 1991 год составлял 27 миллиардов долларов, на пике, в 2013 году, мы достигли уровня 183 миллиардов долларов ВВП. Это в семь раз больше уровня советского периода. И после спада последних двух лет, после революции и начала военной интервенции, мы имеем ВВП на уровне 85 миллиардов.
Якубин: Но суть дискуссии же не в том, насколько Украина является реально суверенным государством, а насколько Украина за 25 лет смогла усилить собственную субъектность.
Я думаю, в этом вопросе есть дискуссии, потому что, так или иначе, мы видим, что очень часто наше государство превращается в объект для внешних влияний, чем в некий реальный субъект.
МВФ так и не включил вопрос Украины в повестку дня заседания своего совета директоров в августе. Соответственно, в начале сентября Украина не получит, скорее всего, кредит МВФ. Насколько это важно для Украины сегодня?
Кухар: Я даже усугубил бы эту новость, потому что я считаю, что мы до конца года не получим кредит МВФ.
Слишком серьезные и большие разногласия по ряду вопросов, в том числе по вопросу реструктуризации банковского сектора, по вопросу того же секвестра бюджета, по вопросу налоговой политики на будущий год.
Но с другой стороны, хорошая новость заключается в том, что для нас этот кредит и не критичен. Нацбанк выходит четко на траекторию резервов в 15 миллиардов долларов к концу этого года. Напомню, что в начале года они едва достигали 12 миллиардов.
Это с закупкой газа…
Кухар: Совершенно верно, и с выплатой 3,5 миллиардов по внешнему долгу.
Несмотря на это, чистая покупка валюты составит более 3 миллиардов долларов на этот год. Это означает, что стабильности гривны, например на осень, совершенно ничего не угрожает.
Когда программа МВФ не действует, или приостановлена, или вообще отменена, то это очень плохой сигнал для инвесторов, что правительство управляет макроэкономикой страны неправильно.
Алексей, ваше мнение, почему в августе Украина так и не попала в повестку дня заседания совета директоров МВФ?
Якубин: Действительно МВФ в данный момент не рассматривает вопрос Украины, в связи с тем, что видит много рисков, в частности, не до конца понятно, каким образом Украина в дальнейшем будет отдавать этот кредит и кредиты, которые она получает.
Потому что конфликт на Востоке продолжается, говорить о какой-то стабилизации экономики не сильно приходится. А в МВФ видят, что правительство просто-напросто хочет использовать эти деньги, отчасти, чтобы покрыть те заимствования, что уже есть, и отчасти, чтобы получить дополнительные средства по программам, которые есть с ЕС и с США.
Но пойдут ли эти деньги в реальную экономику, будут ли они развивать страну – вот вопрос.
Насколько ситуация с е-декларированием отразилась на отношениях с МВФ?
Якубин: Я считаю, что это фиговый листок, попытка объяснить, почему мы не получаем этот транш. Это попытка найти публичную причину и виновного.
К разговору в эфире «ГС» подключилась эксперт по вопросам бюджетной политики Людмила Супрун.
Насколько критичным будет для Украины транш МВФ, который мы не получаем? В какой степени на то, что украинский вопрос не попал в повестку дня заседания совета директоров в августе, повлияли проблемы с е-декларированием?
Супрун: Если посмотреть на меморандум между Украиной и МВФ, то в нем осталось очень много еще неисполненных пунктов, этот в том числе.
Я не думаю, что он насколько принципиален, тем более что задержка в принятии е-декларирования произошла только сейчас. А транш задерживается, если посмотреть на график, уже практически год.
То есть причина не в этом. Всего Украина получила около 11 миллиардов и задержка по получению очередного транша составляет примерно 1 год.
Если Украина не получит транш до конца года, последствия для экономики?
Супрун: Неполучение кредита МВФ не является критичным для Украины, так как первую суму долга Украина должна возвращать в 2017 году – примерно около миллиарда, и в 2018 году – чуть больше двух миллиардов. Поэтому поступление этого транша не является критическим.
Что является важным? Получение кредита МВФ – это как сигнал другим кредиторам, которые финансируют Украину. Если МВФ не финансирует, все остальные так же притормаживают в выделении ресурсов.
Мне кажется, что мы сильно как государство, страна Украина увлеклись вопросами кредитования от МВФ и совсем не используем другие источники, которые должны были работать на экономику Украины.
Прежде всего, практически ликвидирована система внутреннего кредитования, изъято больше 112 миллиардов гривен у предприятий и граждан при крушении банковской системы.
И, мне кажется, это более даже важно, чем само кредитование от МВФ, потому что финансирование со стороны государства через банковскую систему – это в большей степени инвестиции в размерах, объемах, чем транш МВФ.
Что означает заявление Данилюка о возможном секвестре бюджета, если у нас не будет кредита. Что это значит?
Кухар: Год начался с провала так называемой либеральной налоговой реформы Южаниной.
Правительство ждало сверхпоступлений от инфляционного налога. Но летом НБУ стал слишком абсорбировать гривневую массу, продавать депозитные сертификаты. Инфляция стала замедляться, и стали замедлятся доходы в бюджет. Теперь мы вместо профицита в 50-60 миллиардов, имеем по самым скромным прикидкам недопоступление на уровне 100 миллиардов.
Если правительство будет сокращать финансирование народного хозяйства, то это не нанесет критического урона экономике. Если начнут сокращать здравоохранение, образование, то это подорвет внутренний спрос, что может отбросить даже в минус наметившийся экономический рост.
Якубин: Мне кажется, что Данилюк играет в правительстве роль плохого полицейского.
То есть его не будет?
Якубин: Я думаю, что будет, но вопрос – какой? Я думаю, правительство во многом будет смотреть на общественное настроение осенью. Правительство опасается, что это может вызвать определенное общественное волнение.
«Ощадбанк» подал иск против РФ на один миллиард долларов в связи с аннексией РФ полуострова. Насколько такой иск является важным?
Кухар: Перспектива иска громадная. Это компенсация за потерянные активы в Крыму. Я думаю, что иск выиграют, может, не всю сумму, важен прецедент. Это подтвердит тот факт, что РФ как страна-агрессор зашла в тупик, что нужно садиться за стол переговоров.
Если суд будет выигран «Ощадбанком», как получить эти деньги?
Кухар: Это легко. Эти деньги просто списываются с корсчета Центробанка России. Эти деньги платятся автоматически, стоит только выиграть суд.
А выигрыш суда – это будет важнейшим прецедентом, чтобы доказать всему миру, что вести дела в Крыму нельзя и что в неправовой ситуации оккупации любой бизнес, любые инвестиции бессмысленны как для России, так и для других стран.
Якубин: Я не уверен, что это будет иметь позитивный результат. Я думаю, Украина может и не получить денег.
Кухар: Если бы от РФ зависело исполнение решения суда, оно могло бы быть под сомнением. Но поскольку исполнение Стокгольмского арбитража зависит от блокирования корсчетов в США, то оно будет исполнено.
Если Украина получит миллиард, не станет ли это прецедентом, чтобы мировое сообщество сказало, что вы деньги получили, а на Крым не претендуйте.
Кухар: Мы иск подали не за крымскую землю, а за строения, которые на ней стоят.
То есть подобных вопросов не возникнет?
Кухар: Нет.
О происшествии в Кривом Озере: 24 августа полицейские убили местного жителя. Кто в итоге должен нести ответственность за эту ситуацию, и можем ли мы говорить, что это является неким маркером той реформы МВД, о которой нам так много говорилось?
Либерман: Ответственность должны понести непосредственно как те, кто напрямую причастен к самому убийству, а также подстрекатели, пособники.
Также, я считаю, должны нести ответственность те лица, кто занимался переаттестацией этих полицейских на местном уровне, а также высокие чины нынешней власти в силовых ведомствах, именно МВД.
То есть, политическая ответственность – на Хатии Деканоидзе и министре МВС Арсене Авакове?
Либерман: Конечно, это мировая практика, не только европейская.
А какая для них должна быть ответственность? Ваше мнение, как юриста?
Либерман: Конечно, освобождение от занимаемых должностей.
Алексей, ваш комментарий?
Якубин: Сама эта ситуация, конечно, вызывает не очень хорошие ассоциации, потому что село Кривое Озеро, оно находится недалеко от Врадиевки.
Представьте: 24 километра от Врадиевки, и мы видим почти повторение… не повторение, но негативный символ этой Врадиевки, он присутствует здесь. Тут я согласен с коллегой, что должна быть политическая ответственность, как минимум, Хатии Деканоидзе, учитывая, что именно она ответственна за Нацполицию.
Деканоидзе уже в отпуске. А в ВР зарегистрирован проект постановления об увольнении Арсена Авакова. Автор постановления нардеп Сергей Каплин. Каплин говорит, что уже провел определенные консультации с лидерами фракций, 226 голосов за это найдется. Как вы прогнозируете, уйдет ли Аваков в отставку? Или попытается Деканоидзе отправить в отставку, а сам место себе сохранить?
Либерман: Однозначно только президент будет принимать, политическое решение, которое может быть направлено (премьер-министру – Ред.) Гройсману, который уже примет те или иные действия.
Якубин: Мы должны понимать, что Аваков во многом – гарант того, что существует наша коалиция. Какая бы она не была, но она существует, в том числе благодаря тому, что Аваков присутствует в правительстве.
И уход Авакова или его отставка будут означать крах коалиции, потому что «Народный фронт» не останется в коалиции с БПП, если Аваков не будет в правительстве.
Авакову сейчас говорят об увольнении. Есть угроза коалиции… Чем Аваков может ответить? Что у него есть такого в активе, что он может противопоставить?
Якубин: Без сомнения, у него есть влияние на добробаты, на тот же «Азов», но у него есть и скрытые козыри.
Не забывайте, что система МВД, это одна из систем, которая получала наибольшее количество технической помощи. Это некие связи с нашими западными партнерами.
Насколько он может их использовать в этой ситуации – это вопрос, поскольку как я понимаю, раньше он работал через (экс-посла США в Украине – Ред.) Пайетта и его окружение, сейчас пересменка в американском посольстве, и насколько (нынешний посол США в Украине – Ред.) Йованович будет готова работать с Аваковым в том же формате – это вопрос. И есть «Народный фронт» в ВР на крайний случай.
Аваков может найти союзника в лице Гройсмана, который неоднократно показывал, что ему не нравится быть человеком президента, и он хочет стать самостоятельной политической фигурой?
Якубин: Мне кажется, что Гройсман в большей мере ориентирован на президента, и плюс у него намного более ближе связи с Саакашвили, у которого очевидно есть и публичные, и непубличные конфликты с Аваковым.
Я думаю, скорее всего, на Гройсмана Аваков вряд ли будет рассчитывать.
Достаточно ли медийного внимания Кривому Озеру, чтобы продемонстрировать, что виновные будут наказаны?
Якубин: Ключевой аспект здесь связан с тем, что со стороны МВД есть попытка отпозиционироваться от этой ситуации.
Мне кажется, есть попытка эту ситуацию «заболтать». Мы слышим ключевые заявления, что дело берут на контроль, но дальше наше внимание будет переключено на другие вещи, чтобы эта ситуация забылась.
Либерман: Я не верю ни одному слову, ни одному политику с тех пор, как я живу в этой стране, потому что я ни разу не видел конкретного целевого КПД.
Луценко заявил о подозрении 18 российским чиновникам в связи с подготовкой агрессии против Украины, проанонсировал возможное сообщение о подозрении президенту России и премьеру. Россия ответила уголовными делами против министра обороны и главы Генштаба Украины. Эта перетасовка уголовными делами может довести до чего-то в юридическом плане? Или это игра?
Либерман: Игра. Я не вижу в этом никакой юридической перспективы. Я говорю об этом моменте. Возможно, через месяц мое мнение изменится, если я увижу дела.
Якубин: Я тоже думаю, что это просто пиар-заявления Луценко. Реальных юридических последствий эти дела не будут иметь. Но с точки зрения пиара – это громко, резонансно, мы видим, что Луценко продолжает быть политиком на должности генпрокурора.
Последствий не будет?
Якубин: Юридические последствия в контексте международного права очень маловероятны.
Генпрокурор заявил, что задержали Владислава Каськива. А на этой неделе Каськив пишет блог на «Украинской правде» и говорит, что он на свободе и никакого розыска нет. В Генпрокуратуре заявили об ошибке – не задерживали, но не дали выехать, но в розыске Интерпола есть. Что с этим происходит? Должен ли понести Луценко ответственность, если это оказалось неправдой?
Либерман: В этом деле – одни предположения. Поскольку нет истинной информации, можно говорить, что угодно, кому угодно, как угодно.
Гражданский кодекс предусматривает ответственность за распространение недостоверной информации, за унижение чести, достоинства, деловой репутации. Может, понести ответственность? Теоретически может. Но мы же понимаем, это ответственность гражданско-правовая. Здесь никакого состава преступления нет.
Зачем раскручивать историю, если не уверены, что получится экстрадировать Каськива в Украину?
Якубин: Мне кажется, что генпрокурор и сам был дезинформирован, но ему хотелось резонансного заявления. Это показатель того, что Генпрокуратура работает как пиар-ведомство при Луценко.
Ранее главный редактор портала «Финансовый клуб» Руслан Черный в эфире «ГС» рассказал, как может отразиться на курсе гривны возобновление сотрудничества с МВФ. Хотя, по мнению эксперта, Украине не стоит ожидать очередного транша Фонда.
Напомним, профессор кафедры финансов Национального Университета «Киево-Могилянская Академия» Александр Мертенс в эфире «ГС» заявил, что неполадки с внедрением е-декларирования никак не влияют на девальвацию национальной валюты.
А по мнению управляющего партнера Национальной антикризисной группы Тараса Загороднего, Украина не получит третий транш от МВФ. Вместе с тем он подчеркивает, что государство в нем и не нуждается.