По сложившейся практике, МВФ рассматривает осенью вопросы предоставления финансовой помощи в привязке к параметрам бюджета будущего года государства-заемщика. В 2015 году бюджетный процесс проходил под «канонаду» залпов информационной войны по налоговой реформе. В который раз налоговая база следующего периода, 2016 года, менялась впопыхах, вопреки установленным срокам.
В итоге, изменения в налоговую систему не удовлетворили ни МВФ, ни депутатов, и одновременно стали причиной переноса рассмотрения вопроса о выделении транша Украине на неопределенное время. В августе исполнился год после получения предыдущего, и одновременно активизировались заявления о рассмотрении украинского вопроса в МВФ в сентябре. Значит — бюджет опять придется согласовывать, как и налоговую базу.
В интервью РИА Новости Украина экс-министр экономики Украины, финансовый аналитик Виктор Суслов рассказал о вероятной роли МВФ в бюджетном процессе Украины.
Виктор Иванович, какой может быть роль МВФ в нашем бюджетном процессе?
— Решение МВФ по выдаче очередного транша имеет для Украины принципиальное значение. Как известно из заявления министра финансов Украины Александра Данилюка, совет директоров наметил дату рассмотрения вопроса о сотрудничестве с Украиной на 14 сентября.
Естественно, на этом заседании должен быть утвержден новый меморандум по программе сотрудничества между Украиной и МВФ. Раз заседание анонсировано, надо полагать, что этот меморандум уже полностью согласован, и именно этот меморандум будет реальной программой продолжения реформ в Украине, не только в экономике. Как известно, в последнее время выделение транша связывается не только с определением основных направлений экономической политики, но и с вопросами борьбы с коррупцией, реформой правовой системы и т. д. Например, условием выделения транша было введения системы электронного декларирования расходов и доходов госчиновников.
Таким образом, меморандум будет реальной программой реформ в Украине. Следовательно, законопроект о госбюджете на 2017 год должен полностью опираться на меморандум с МВФ. Думаю, этот проект готовится, основываясь на предварительно согласованном проекте этого меморандума.
Как должны будут развиваться события, исходя из этого предположения?
— Мы знаем, что до 15 сентября в соответствии с Конституцией правительство Украины обязано подать проект закона о госбюджете Украины на 217 год на рассмотрение парламента. Поэтому, правительство в очередной раз поступит как почтальон Печкин из Простоквашино: Кабмин скажет Верховной Раде, что бюджет я вам принес, но его не отдам. Законопроект будет зарегистрирован в Раде и тут же унесен обратно. Такая практика в Украине действует уже много лет: чтобы выполнить закон, Кабмин 15 сентября регистрирует проект госбюджета и в этот же день отзывает на доработку, даже не ознакомив с ним депутатом.
Скорее всего, произойдет именно таким образом, чтобы после утверждения меморандума доработать законопроект. Кроме того, совершенно ясно, что МВФ будет хотеть видеть сам проект госбюджета, знать его основные параметры. Дальнейшая выдача транша зависит от того, насколько законопроект о госбюджете будет соответствовать меморандуму и на сколько правительство будет выполнять согласованную программу. Я допускаю, что решение о выделении очередного транша будет частичным: нам дадут половину. Официальные лица уже заявляли о возможном сокращении его размера — не 1,7 миллиардов, как планировалось, а в пределах миллиарда или меньше.
Каким может быть решение МВФ?
— Решение МВФ в этих условиях, вероятно, будет политическим. Когда бывший посол США Джеффри Пайетт заявил, что Украине транш не нужен, потому что гривна стабилизировалась, он как сглазил. С начала августа гривна начала падать, и достаточно стремительно — она потеряла уже 10% своей стоимости. Ясно, что если не будет решения о поддержке МВФ, то, скорее всего, экономика Украины без транша будет стремительно приближаться к краху, и это повлечет за собой, в том числе и тяжелые политические последствия, в том числе и для администрации Барака Обамы.
Результатом могут стать досрочные парламентские выборы и смена власти в Украине. Как минимум, приход к власти новых политсил в результате досрочных выборов. В Украине могут победить силы, которые смогут договориться с Кремлем о стабилизации ситуации на Донбассе, выполнении Минских Соглашений как Москвой, так и Киевом и о прекращении войны.
По этим политическим мотивам, также принимая во внимание решающую роль США в победе Майдана, — а надо учитывать, что США определяют политику МВФ как держатели контрольного пакета — уходящая американская администрация даже для спасения собственной репутации должна содействовать выдаче транша Украине. Важно, чтобы ситуация была стабильна хотя бы до нового года, когда к власти придет вновь избранный президент США, представителем какой бы партии он ни был. С учетом этих соображений, я думаю, положительное для Украины решение принято будет.
А кроме «фактора МВФ», какие риски бюджетного процесса существуют?
— Я думаю, что неизбежна длительная доработка проекта после того, как он будет возвращен из Верховной Рады. Напомню, что ожидается новая налоговая реформа, которую Украина пока не реализовала. По Налоговому и Бюджетному кодексам можно менять законодательство только в течение первого полугодия, чтобы оно вступило в действие с нового года, но в очередной раз это требование не выполнено. Учитывая, что меморандум будет утвержден позже, придется опять проводить налоговые изменения и вносить их в проект госбюджета, который нужно будет пересчитать по новой налоговой базе. Все это в очередной раз прогнозировано закончится ажиотажем, принятием госбюджета в новогоднюю ночь, с нарушением всех процедур подготовки бюджета, лишением депутатов права внести свои поправки и обсудить бюджетную политику.
Будут ли меняться уже утвержденные параметры?
— Уже сейчас можно отметить, что бюджет все равно придется пересчитывать. Правительство в июле вместо мая с опозданием подало в Раду проект бюджетной резолюции, которая до сих пор не принята, а ее стоило бы принять до подачи госбюджета.
Если соблюдать процедуру, то до рассмотрения бюджета Верховная Рада должна утвердить бюджетную резолюцию, которую она имеет право весьма серьезно исправить, потому что сама резолюция — ни что иное как задание депутатов правительству по составлению бюджета. Тем более, что параметры резолюции, которые должны быть в основе бюджета уже невыполнимы. Например, средний курс гривны на следующий год, 27,2 грн за доллар, невозможно выполнить с учетом текущей тенденции торгов на межбанковском валютном рынке, где доллар уже торгуется по 26,8 гривен. Можно предполагать, что эта граница будет предолена еще в этом году.
Если год еще не закончился, а курс уже 26,8, то на 2017 год курс 27,2 грн за доллар уже не будет. И это придется пересчитывать, как и другие показатели — инфляцию, величину ВВП и так далее.
Кстати, чтобы принять поправки к бюджетной резолюции Рада должна знать подробности меморандума Украины с МВФ. Но проект меморандума депутатам не направлялся, а действовать вопреки проекту меморандума Верховная Рада тоже не может. Получается, что и утверждение бюджетной резолюции откладывается до подписания проекта меморандума и его публикации.
Иначе — между важнейшими документами, определяющими политику государства, могут обнаружиться большие противоречия. Это следствие нарушения всех процедур подготовки и рассмотрения бюджета, и вина за это, конечно, ложится на правительство. Кабмин до сих пор не понимает значение этих процедур. Значит, бюджетную резолюцию придется рассматривать после того как совет директоров МВФ утвердит новый меморандум сотрудничества с Украиной, в резолюцию нужно будет внести изменения, которые должны полностью соответствовать обязательствам Украины как государства, и на основе полученной резолюции Кабмин должен будет доработать законопроект о госбюджете, при этом все установленные законами сроки будут сорваны.